Подводная лодка «Владикавказ» потерпела бедствие. Часть экипажа сумела покинуть ее через торпедные аппараты и всплыть на поверхность. Счет идет буквально на минуты: в холодных волнах Баренцева моря долго им не продержаться...

Первыми в работу включились авиаторы. На помощь поспешил самолет Ил-38. Он быстрее всех прочих может добраться до места аварии и доставить терпящим бедствие авиационные спасательные контейнеры и другие необходимые средства. Самолет, пилотируемый экипажем под командованием гвардии майора Владимира Клешко, точно вышел туда, где находились всплывшие подводники, и сбросил рядом спасательный плот... Вернее, обозначающий его специальный маркер. Ведь и в волнах находились не люди, а манекены. И все это было одним из эпизодов масштабных учений сил поисково-спасательного обеспечения Северного флота. Впрочем, несмотря на учебный характер происходившего, все участвовавшие действовали предельно собранно, как говорится, на полном серьезе. Море есть море, и полученный опыт может потребоваться в любой момент.

Результат зависит от выучки

Итак, «плот» сброшен. Практически одновременно над Мотовским заливом появился вертолет Ка-27ПС. Экипаж под руководством гвардии капитана Игоря Иванова должен был найти и поднять с воды терпящих бедствие людей. И сделал это без промедления. Вскоре «пострадавший» оказался на борту спасательного буксирного судна «Алтай», где в полной готовности находились специалисты медгруппы.

Тем временем начался поиск затонувшей субмарины. Обнаружить ее на грунте способны лишь корабли, оборудованные станциями и аппаратурой поиска. В этот раз задачу поручили базовому тральщику «Коломна», противодиверсионному и гидрографическому катерам.

- Найти ее не так-то просто, - отметил начальник управления поисковых и аварийно-спасательных работ Северного флота капитан 1-го ранга Владимир Горбань. - Поэтому работе отряда поиска уделяется самое пристальное внимание. От выучки его специалистов напрямую зависит конечный результат.

Естественно, моряки противолодочных кораблей и тральщиков с такой задачей справляются более успешно, ведь они заточены на поиск объектов под водой. И базовый тральщик «Коломна», которым командует капитан 3-го ранга Павел Шувалов, обнаружил подлодку практически как только вошел в район поиска. А вот для противодиверсионщиков и гидрографов данная работа не совсем привычна. И гидроакустикам катеров «Валерий Федянин» и «Николай Тимошенко» только на третьем галсе удалось классифицировать контакт с лежащей на грунте субмариной. Им такая тренировка особенно полезна, поскольку в случае необходимости тем же придется заниматься в реальной ситуации. 

Дебют командира

Как только аварийную подлодку обнаружили, учения вступили в основную фазу. С борта спасательного судна «Георгий Титов» на воду был спущен подводный обитаемый спасательный аппарат АС-34. Теперь вся надежда - на его экипаж.

- Самый важный момент в этом деле - наведение нашими специалистами спасательного аппарата на подводную лодку, - говорит капитан «Георгия Титова» Владимир Сабитов. - Процедура довольно сложная и ответственная.

Экипаж АС-34 под командованием капитан-лейтенанта Алексея Федичева (старшим на борту был врио командира аварийно-спасательного отряда капитан 2-го ранга Константин Вильман), выполнив в надводном положении маневрирование, начал допоиск лежащей на грунте подлодки.

Сделав это, спасательный аппарат произвел дифферентовку и начал погружение. Вскоре скрылся под водой. Потянулись долгие минуты ожидания. Ведь от профессионализма капитан-лейтенанта Алексея Федичева и его экипажа зависело очень многое.

Командиру АС-34, кстати, впервые предстояло самостоятельно посадить аппарат на комингс-площадку субмарины, чтобы вызволить из прочного корпуса и принять на борт подводников. Впрочем, в должности помощника он не раз принимал участие и в подобных учениях, и в глубоководном испытательном погружении на тысячу метров. Так что опыт имелся. Только одно дело проводить стыковку с макетом в губе Кольского залива, и совсем другое - фактически работать с подводной лодкой. Сильное течение в этом месте тоже давало о себе знать... Но и оно в конечном итоге не стало препятствием для выполнения задачи.

Подать воздух!

Пока экипаж подводного спасаппарата занимался своим делом, прочие участники учений отрабатывали другие эпизоды. Так, с борта буксира «Алтай» было спущено пневмопосадочное устройство для приема на борт поднятых с поверхности воды подводников. По нему сподручно поднимать на судно обессиленных людей, тех, кто ограничен в движениях. Моряки без затруднений по этому устройству принимали доставленных к ним «пострадавших».

Кроме того, с «Алтая» на дно опустили макет, полностью повторяющий эпроновскую выгородку субмарины. С нею работали водолазы. В их задачу входило обеспечить людей, находящихся в прочном корпусе подлодки, воздухом в первую очередь высокого давления. Чтобы те смогли продуть цистерны и всплыть на поверхность... В ходе учений спасатели отработали эту операцию - подали трубопровод, и водолаз подсоединил его к соответствующему штуцеру эпроновской выгородки.

Дела венец

Через несколько часов спасательный аппарат АС-34 появился на волнах Мотовского залива. Спасатели справились с задачей и теперь направлялись к «Георгию Титову» - доставить подводников «Владикавказа», нуждавшихся в медицинской помощи.

Первыми по шторм-трапу поднялись «спасенные» - командир моторной группы субмарины старший лейтенант Иван Трофимов, инженер гидроакустической группы лейтенант Роман Дяченко, торпедист главный старшина Дмитрий Миняйлов. А уже за ними - Алексей Федичев и его небольшой экипаж.

Начальник штаба Северного флота вице-адмирал Владимир Гришечкин, руководивший учениями непосредственно на месте, поздравил участников с успехом, подчеркнув, что взаимодействие было организовано на высоком уровне и задача выполнена в нормативные сроки и безопасно. И следом вручил капитан-лейтенанту Алексею Федичеву нагрудный знак «Командир подводной лодки».

Давая оценку завершившимся учениям, начштаба флота отметил:

- Венцом учений стало задействование автономного спасательного аппарата с отработкой главного эпизода - вывода подводников с условно затонувшей подводной лодки. Всего в учениях отработано восемь эпизодов различной направленности.

Участвовавшие корабли и суда начали покидать акваторию Мотовского залива и ложиться на курс к своим причалам. Дело сделано, служба продолжается.