(Продолжение. Начало в № 194.)

И засверкали ордена

При столь специфической работе в авиагруппе ГВФ в основном преобладали потери не боевые. За год потеряли двадцать самолетов, из них только семь от «воздействия противника». Каждый летчик - штучный товар, с многолетним опытом работы в суровых полярных условиях, летавших при этом на самых примитивных устаревших самолетах без должных навигационных приборов. Общий налет на разных типах авиамашин у них был на порядок выше любого именитого аса.

Однако обычные боевые летчики смотрели на гражданских пилотов сверху вниз, а в батальонах аэродромного обслуживания (БАО) даже рядовой состав зачастую относился к ним с явным пренебрежением: заправляли в последнюю очередь, часто отказывали в самом простом, например, в подогреве масла перед заливкой в систему.

Ситуация стала иной лишь тогда, когда на груди летчиков ГВФ засверкали боевые ордена.

Свою первую боевую награду - орден Красной Звезды - Василий Дончук получил в мае 1942 года. В наградном листе читаем: «...За время Отечественной войны тов. Дончук в условиях непосредственного фронта имеет 94 вылета. Им перевезено: 53 человека командного состава, 4011 кг военных грузов, 691 кг военной корреспонденции. На боевом самолете Р-5 участвует в ночных налетах на военные объекты врага. Имеет семь боевых ночных вылетов, за которые он налетал 29 часов и сбросил 2000 кг бомб, 12 тысяч листовок на финском языке…»

О двух таких вылетах рассказано в годовом отчете особой авиагруппы:

«Ночью 6-го апреля пилоты Дончук и Щербаков на самолетах Р-5 произвели внезапный налет на вражеский аэродром. После первой очереди сброшенных бомб по ним был открыт огонь зенитных пулеметов. Не растерявшись, они сделали второй заход и сбросили бомбы на самолетные стоянки, взлетную полосу и в расположение зенитных пулеметов. После чего пулеметный огонь прекратился, а на месте стоянок самолетов возник пожар. Затем Дончук и Щербаков полетели в другой район и разбросали 3500 штук листовок над населенным пунктом. Экипажи и самолеты возвратились невредимыми».

Василий Дончук.

Напрягая все усилия

А вот еще:

«17-го апреля пилот Дончук на самолете ПР-5 вылетел в глубокий тыл противника с десантной группой. Прилетев в заданный район, он произвел посадку. Выполнив задание, вылетел обратно. На обратном пути из-за дальности расстояния его застал рассвет, вследствие чего он был обнаружен и обстрелян интенсивным зенитным огнем противника. При помощи различных эволюций Дончук вышел из зоны обстрела, но самолет получил весьма серьезные повреждения. Был пробит центроплановый бензобак, повреждены оба лонжерона левой нижней плоскости (снаряд разорвался внутри плоскости), перебиты тросы левого элерона и много было осколочных и пулевых пробоин в корпусе самолета. Напрягая все усилия, пилот Дончук довел машину до своего аэродрома и отлично произвел посадку».

К этому времени Василий Дончук совершил четыре вылета в глубокий тыл противника с высадкой разведгрупп.

В ноябре 1942 года Карело-финскую авиагруппу ГВФ переименовали в 5-й отдельный авиаполк ГВФ, после чего всему личному составу были присвоены новые воинские звания. Командир полка Николай Опришко стал майором, а пилот 2-го класса Василий Дончук, теперь уже командир транспортного звена, - капитаном. Вскоре на его груди появился второй боевой орден - Отечественной войны II степени. В наградном листе читаем: «При выполнении всех заданий командования Карельского фронта тов. Дончук показывает образцы доблести, мужества и отваги… С июня месяца по 31-е декабря 1942 г. тов. Дончук произвел 29 вылетов ночью в глубокий тыл противника на бомбометание военных объектов и сбрасывание парашютистов разведчиков на финской территории. Задания выполнялись при сложной метеообстановке и с наивысшей оценкой».

Вместе с орденом от Центрального штаба партизанского движения капитан Василий Дончук был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

В ноябре 1943 года Дончука перевели в боевую часть - 114-й Краснознаменный гвардейский бомбардировочный авиаполк, один из старейших, воевавший в Заполярье еще в финскую (тогда он имел другое обозначение - 5-й отдельный скоростной бомбардировочный авиаполк). То, что иногда бывших гражданских летчиков для пополнения переводили в штурмовые или ночные легкобомбардировочные авиаполки после понесенных там тяжелых боевых потерь, не было чем-то исключительным, но чтобы в гвардейский авиаполк и сразу же на должность командира эскадрильи - это что-то исключительное. Высокий профессионализм и незаурядные личные качества Василия Дончука были оценены по достоинству.

Сидят: лейтенант Николай Абрамов, майор Василий Дончук, старшина Василий Кожухов (слева направо).

В гвардейском полку

Новый комэск быстро освоил американский бомбардировщик «Бостон», на которых здесь воевали. Этому поспособствовал учебный двухштурвальный самолет этого типа, имевшийся в 114-м КГБАП. И незаурядное летное мастерство, к тому же Дончук в 5-м ОАП ГВФ уже летал на двухмоторном самолете Ли-2, переоборудованном в ночной бомбардировщик.

Горячим для летчиков 114-го стал апрель 44-го. В этом месяце комэск водил подчиненных на бомбардировку вражеских тыловых фронтовых складов, не раз в одиночку вылетал на дальнюю разведку и на блокировку аэродрома противника. Командование представило капитана к очередной награде:

«…в (5-м ОАП ГВФ. - Авт.) произвел ещё 30 боевых вылетов на самолете Ли-2 ночью на бомбардирование тыловых объектов противника и 7 боевых вылетов на самолете «Бостон-3а». Все боевые задания выполнял хорошо и отлично. Например, 8.04.1944 г. производил ночную разведку коммуникаций противника на полный радиус действия самолета. Находился в воздухе 2 часа (неразборчиво. - Авт.) минут и привез ценные разведывательные данные. Кроме того, в этом же вылете бомбардировал обнаруженную колонну автомашин. Одну машину уничтожил. 12.04.1944 г. вместе с 4-мя другими ночными экипажами выполнял задание по блокированию аэродрома Кемиярви. Задание выполнено полностью. Аэродром был блокирован, бомбардированием уничтожен самолет противника и сожжен ангар. Результаты подтверждены фотоснимком.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу представляю к 4-й Правительственной награде - ордену «Красное Знамя» - Командир 114-го гвардейского бомбардировочного авиационного Краснознаменного полка гвардии подполковник Котов. 20.04.1943 г.».

Буквально через две недели, после подписания этого наградного листа, командир 114-го ГКБАП гвардии подполковник Василий Котов ушел на повышение, а на его место был переведен гвардии майор Александр Володин, до этого - командир 108-й отдельной дальней разведывательной авиаэскадрильи. В свою очередь, теперь требовался опытный летчик-командир, который должен был возглавить эту разведэскадрилью. Лучшей кандидатуры на эту должность, чем капитан Василий Дончук, трудно было себе представить, как-никак один из самых опытных летчиков 7-й Воздушной армии, чья служба с ноября 1941 года была непосредственно связана именно с дальними полетами по вражеским тылам.

(Окончание следует.)