22.02.2017 / Служу Отечеству!

Мы знаем, где живут герои

Накануне Дня защитника Отечества - о виновниках торжества

Фото: Лев Федосеев

Споры о том, считать ли 23 февраля днем всех мужчин, эдаким 8 Марта для сильного пола, или поздравлять с этим праздником исключительно военных, можно отнести к категории неразрешимых. Но все же его название - День защитника Отечества, так что приоритеты тут очевидны. И в нашей области найти истинного героя этого дня легко. Ведь здесь живут и служат не просто настоящие защитники, а такие, какими ни один другой край похвастать не может.


Большим кораблям - большие задачи
Наверное, у каждого человека первая ассоциация с флотом - это корабли. И группировка надводных ракетных кораблей Северного флота самая мощная в России. Достаточно сказать, что у нас есть тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», и все становится ясно. Служба на таких - мечта мальчишек, гордость моряков и долгие месяцы переживаний жен, ожидающих возвращения мужей.
Корабли Северного флота регулярно отправляются в разные районы Мирового океана для проведения учений, демонстрации боевой мощи. С 2012 года стали регулярными арктические походы.
Но моряки-североморцы не боятся ни льдов, ни огня. И недавно за их действиями в Сирии следил весь мир. Два месяца корабельная авианосная группа выполняла реальные боевые задачи. Она прибыла в Средиземное море в разгар ожесточенных боев за восточный Алеппо. И наши моряки доказали, что Северный флот не подведет.


Крылья над морем
Еще одни главные герои для всей страны и главные герои последних двух-трех месяцев - палубные летчики СФ. Как известно, это штучные специалисты: всего в стране два полка - и оба наши. В России их меньше, чем космонавтов.
Расправить крылья над морем - задача сложная. Во-первых, летчику необходимо железное здоровье, потому что перегрузки приходится испытывать очень серьезные. К тому же это для простого обывателя авианосец «Адмирал Кузнецов» - громадина, но вот для взлета и приземления истребителя на его палубу от пилота требуется практически ювелирная точность. А в ночное время, при плохой погоде и волнении моря миссия кажется и вовсе невыполнимой. Но во время недавнего сирийского похода палубники Северного флота доказали, что для них нет невыполнимых задач, когда есть приказ, когда есть важная миссия.
По словам главкома ВМФ адмирала Владимира Королева, этот поход войдет в учебники как первый боевой опыт применения авиакрыла «Кузнецова». Пилоты выполнили более 400 вылетов (в том числе многие ночью), истребители нанесли разрушительные удары по штабам и пунктам управления боевиков, скоплениям врага и его военной техники, огневым позициям и опорным пунктам. Всего уничтожено более тысячи объектов террористов.


Расстояние не важно
Есть у нас и другие доблестные военные летчики, представляющие дальнюю авиацию. Базируются они неподалеку от поселка Высокого, но всегда готовы оттуда отправиться едва ли не в любую точку земного шара. Без дозаправки самолет может находиться в небе практически 6 часов, с дозаправкой летчики и кругосветку легко совершат. На то они и дальники.
Их основные задачи - поражение военных объектов противника на расстоянии многих тысяч километров от мест базирования и постоянное ведение оперативной и стратегической воздушной разведки. Так что помогать, как они сами говорят, наводить порядок в Сирии для них тоже миссия известная и понятная. Дальнюю авиацию называют главной ударной силой ВВС страны. Интересно, что их мощь может увидеть любой желающий: раз в году на авиабазе Оленья проходит день открытых дверей, где гостям разрешают сфотографироваться с крылатыми ракетами, побывать внутри самого большого в мире вертолета Ми-26 и даже сесть за штурвал легендарного стратегического бомбардировщика Ту-22М3.


Подплав готовится во льдах
На протяжении всей своей истории подлодки Северного флота ставили рекорды глубины, рекорды скорости. Столь богатым опытом всплытия в районе Северного полюса и стрельбы на этих территориях, кроме североморцев, не может похвастать никто в мире.
Сегодня же наши подводники осваивают новое оружие и технику, маневрируют на различных глубинах, погружаются под лед, не на один месяц уходят в автономку. Не секрет, что Северный флот - это своего рода перевалочный пункт для многих подводных кораблей, которые в непростых условиях севера проходят, так сказать, «курс молодого бойца», все виды ходовых испытаний. Успешно выполнив учебно-боевые задачи этапов подготовки в Кольском Заполярье, они вступают в строй других флотов.
К другим морям и берегам отправляются не только корабли, но и члены экипажей подводных крейсеров. Так что именно Северный флот стал настоящей кузницей кадров для подводных сил страны. Ведь именно здесь закаляется характер.

Элитные бригады
Есть в составе флота три особенные бригады. Бойцы 61-й бригады морской пехоты, базирующейся в Спутнике, и 200-й мотострелковой бригады под Печенгой не только территориальные соседи, но и негласные соперники. Условия службы, уровень подготовки, требования к самим бойцам здесь очень жесткие. У обеих бригад большая история, и служба в каждой из них сегодня - особый престиж.
Несколько лет назад появились еще одни мотострелки - уже арктические. Военнослужащие первой и пока единственной в России арктической мотострелковой бригады Северного флота базируются в Алакуртти. Но эти военные не понаслышке знают о суровых условиях службы на арктических островах. В рамках боевой подготовки им регулярно приходится высаживаться на ЗФИ на бронетранспортерах и вездеходах, отражать нападение условного противника на Котельном. Но все же самыми известными стали их ловозерские учения по управлению транспортом коренных народов Севера - оленьими и собачьими упряжками.

Спасти из глубины

Нельзя забывать и о флотских водолазах управления поисковых и аварийно-спасательных работ. Тренировки с погружением у них продолжаются почти круглый год. Кто знает, в какое время года потребуется прийти на помощь терпящему бедствие кораблю или подлодке? Но лучшей тренировкой последних лет для них стали учения в районе острова Кильдин, где в годы Великой Отечественной пошел ко дну американский транспорт «Томас Дональдсон», который должен был доставить в Мурманск паровозы, самолеты, танки, боеприпасы. Теперь с глубины 60 метров водолазы регулярно поднимают исторические артефакты. Без преувеличения можно сказать, что они рискуют жизнью, ведь работа под водой при нашем климате требует и крепкого здоровья, и особых навыков. Во многом помогает техника - обитаемые и необитаемые подводные аппараты.
Реальные поисковые и спасательные работы нашим водолазам приходится вести часто. Именно они нашли черный ящик самолета Минобороны после его крушения над морем в конце декабря прошлого года.


Границу держат на замке
Мы граничим с двумя странами, одна из которых - член НАТО. Так что на страже северных рубежей России стоят лучшие пограничники - сотрудники погрануправления ФСБ России по Западному арктическому району.
Как и прочим защитникам, работать им приходится в непростых климатических условиях, а учитывая географическое расположение нашей области, можно сказать, что служат они на краю земли. Только номинальная глушь и отдаленка с ледяными ветрами, отсутствием развлечений и даже магазинов скучать совершенно не позволяет.
На армейском уазике или на квадроциклах им приходится гонять по камням, болотам и сопкам, на сторожевом катере спешить на помощь терпящим бедствие рыбакам или мчаться за судном браконьеров, решивших незаконно поживиться морскими ресурсами. На суше и на море пограничники следят за соблюдением режима государственной границы, патрулируют территории. А на радиотехническом посту «Екатерининская», что почти в двух шагах от Норвегии, еще и следят за сохранностью исторического наследия страны, потому что именно здесь рядом с современным красно-зеленым пограничным знаком находится его «коллега» из XIX века - Екатерининский копец.
Но это все, так сказать, еще Большая земля. Ведь под охраной наших пограничников находятся и арктические рубежи - от границы с Норвегией до полуострова Таймыр. Самая северная точка - Земля Александры.

Разумеется, это далеко не полный список: достойных защитников у нас так много, что всех назвать и рассказать о них не хватит и спецвыпуска. Но поздравить с праздником нам хотелось бы каждого, кто делает все, чтобы мы могли чувствовать гордость и понимать, что Мурманская область, помимо прочего, еще и край, где живут и служат настоящие мужики.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.02.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня