16.08.2005 / Служу Отечеству!

ДАВНЫМ-ДАВНО БЫЛА ВОЙНА...

"Воюют не народы, а правители", - эту прописную истину легко понять разумом. Растопить лед в душах людей, воевавших в Отечественную, гораздо труднее. Шесть десятилетий минуло с той самой страшной в истории войны, и только в последние годы стали благоустраиваться кладбища погибших на российских полях немецких солдат, проходят встречи ветеранов России и Германии. По ту сторону линии фронта находились в большинстве такие же молодые парни, которых никто не спрашивал, хотят ли они воевать на русской земле. И канцлер ФРГ Герхард Шредер уже не выглядел чужеродным элементом во время празднования 60-летия Победы на Красной площади.

В Германии тоже хранят память о той войне. В Гамбурге есть музей войны на море, расположенный в списанной советской подводной лодке проекта 641Б. На днях в Мурманске гостила делегация клуба подводников из Гамбурга, в состав которой входил и ветеран "Кригсмарине" - гитлеровского подводного флота. Этот визит директор гамбургского военно-морского музея Игорь Мецкер назвал историко-гуманитарно-пацифистской акцией. Ее цель - идентификация обнаруженной не так давно вблизи острова Кильдин затопленной во время войны немецкой подводной лодки, оценка возможностей ее водолазного обследования, а может быть, и подъема.

- Мы уже выходили в море, возложили венок в точке гибели лодки, - рассказал Игорь Мецкер на встрече в музее Северного флота. - Отсюда мы отправимся к Вечному огню, чтобы почтить память всех погибших. Не должно быть неизвестных морских могил. Свидетели истории уходят из жизни, а их воспоминаний ничто не заменит.

Один из таких свидетелей - Клаус Аферофф. В апреле 1944 года 19-летний обер-ефрейтор Аферофф впервые ступил на борт новенькой субмарины типа 9С40 под номером U-1231 в качестве дизель-моториста. Базировалась лодка на юге Норвегии, входя в состав 31-й подводной флотилии, так что на Северном театре военных действий Клаус Аферофф не был. В свой первый и, как потом оказалось, последний боевой поход через Атлантический океан лодка отправилась из Бергена лишь 15 октября 1944-го.

Боевое задание на 108-суточный рейс - патрулирование канадского берега вблизи Галифакса. По рассказу Клауса, в воздухе над ними постоянно находились самолеты и дирижабли, так что из-под воды было, что называется, носа не высунуть. Воздухообмен происходил через специальную вентиляционную трубу, которую по ночам поднимали на поверхность, находясь на перископной глубине.

Клаус Аферофф признался, что U-1231 все же торпедировала два каких-то корабля в проливе Святого Лаврентия, но из-за непрерывных воздушных атак командир не смог поднять перископ и убедиться в их затоплении, так что на боевой счет лодки их записать было нельзя. Одна из бомб повредила субмарину. Топливный танк дал течь, в воду ушли 20 тонн дизельного топлива. Летчики сочли лодку затопленной. Из-под бомбежки удалось уйти, но позже всплыть все же пришлось.

Через неделю после подписания капитуляции Германии (о чем экипаж лодки, естественно, не знал) U-1231 взяли в плен англичане и доставили в Шотландию. Клаус Аферофф вернулся из английского плена на родину только в 1948 году и до пенсии работал столяром-краснодеревщиком.

Любопытна дальнейшая судьба этой подводной лодки. В 1946-м англичане передали ее Советскому Союзу. Под номером Н-26 она продолжила службу на Балтийском флоте. С 1953 года выведена в резерв и использовалась в качестве плавучей мишени для торпедно-артиллерийских учебных стрельб. На металлолом ее отправили только в 1968 году.

Немецкая делегация добиралась в Мурманск через Санкт-Петербург. Там к ней присоединился представитель российской ветеранской организации "Полярные конвои" контр-адмирал Вячеслав Солодов. Совсем недавно - в начале июля - он руководил научно-исторической экспедицией по поиску затонувших во время войны в южной части Баренцева моря кораблей союзнических конвоев.

Вячеслав Анатольевич привез с собой карту с нанесенными на ней местами затопления как союзнических, так и немецких военных и грузовых кораблей и судов. Продемонстрировал он также рисунок лежащего на дне американского транспорта "Томас Дональдсон", который во время экспедиции ученые обнаружили с помощью магнитной съемки.

- Мы поддержали инициативу встречи с немецкими подводниками, - сказал Вячеслав Солодов, - с целью примирения наций. Поэтому я и принял предложение присоединиться к делегации.

Планировалось, что во встрече примут участие и трое наших ветеранов-моряков. Но, сославшись - кто на здоровье, кто на неотложные дела, не пришел ни один. Что ж, это их выбор. Ведь даже мне, родившемуся много лет спустя после войны, пришлось преодолеть какой-то внутренний барьер, идя на эту встречу. Я никогда не видел своего деда. Он погиб в Баренцевом море поздней осенью 41-го вместе со всем экипажем судна, потопленного немецкой подводной лодкой...

Игорь ГОЛЕНИЩЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.08.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,751979,174982,939876,0232
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня