06.09.2005 / Служу Отечеству!

"Революционер" под огнем

Капитан парохода "Революционер" Федор Панфилов.

Большинство людей о войне в морях Арктики знают по повестям "Реквием конвою PQ-I7" Валентина Пикуля и "Разгром конвоя PQ-17" Дэвида Ирвинга. Трагедии семнадцатого посвящались и известные фильмы. Не удивительно, что известный журналист и историк Р. Горчаков в предисловии к сборнику "Братство Северных конвоев" написал: "Неужели в остальных семидесяти трех конвоях ничего подобного не было? Неужели их рейсы были настолько заурядны, что не заслужили внимания историков, писателей, кинематографистов, лекторов?" Кратко на этот вопрос ответить нельзя. Можно только одну за другой приоткрывать менее известные страницы той войны.

Одну из этих страниц написал экипаж парохода "Революционер". Построенное в 1936 году в Англии как лесовоз, это судно имело грузоподъемность 2900 тонн, длину 103 метра, ширину 14,6, скорость до 11 миль в час. В ноябре 1941 года под командованием капитана Федора Дмитриевича Панфилова оно в группе других судов направилось из Мурманска в Англию. Вскоре караван попал в сильный шторм, который его разметал. Преодолевая шторм, "Революционер" добрался до Скапа-Флоу, где его включили в прибрежный конвой, идущий в порт Гулль.

На военной базе пароход вооружили, установив на корме 75-миллиметровую пушку, на ботдеке и мостике - четыре крупнокалиберных автомата "Эрликон", два спаренных пулемета и четыре ракетницы. В период стоянки 12 моряков были обучены обращаться с этим оружием. Вооруженный и загруженный военной техникой "Революционер" перешел в Исландию. Здесь в порту Рейкьявик формировался конвой судов для России.

1 марта 1942 года конвой, получивший кодовое название PQ-12, в количестве 16 транспортных судов вышел в Мурманск. Штормовая погода и то, что полярный день еще не наступил, благоприятствовали скрытности плавания. 12 марта все 16 судов прибыли в Мурманск.

Город почти ежедневно бомбили, опасность для транспортов и груза была очень большой. Выгрузка велась ускоренно - из трюмов непосредственно на железнодорожные платформы. И уже через несколько дней в составе конвоя QP-9 "Революционер" отправился в обратный путь. Отбив в пути несколько налетов немецкой авиации, весь караван прибыл в Рейкьявик 3 апреля.

В мае в Исландии стал собираться новый конвой в Россию. Здесь к месту заметить о переписке Сталина и Черчилля. В начале мая 1942 года Сталин пишет: "Около 90 пароходов, нагруженных военными материалами для СССР, застряли в настоящее время в Исландии или на подступах из Америки к Исландии... существует опасность того, что отправка этих судов может задержаться надолго из-за трудности организации конвоя, эскортируемого английскими военно-морскими силами. Считаю себя обязанным обратиться к Вам с просьбой принять все возможные меры для обеспечения прибытия всех материалов в СССР в течение мая, поскольку это чрезвычайно важно для нашего фронта".

В это время в Лондоне созрело убеждение, что конвои в Россию наносят ущерб военным интересам Англии. Однако Черчилль, чтобы "уплатить цену, связанную с вкладом в дело союзников", дает указание отправить 18 мая очередной конвой - PQ-16. Выход на три дня задержался, и 35 транспортов вышли из Рейкьявика 21-го.

Большинство судов были американскими, четыре принадлежали Англии, пять - СССР. Эта группа состояла из "Аркоса", "Революционера", "Старого большевика", "Чернышевского" и "Щорса". Возможно, в группе был и шестой советский пароход - "Алма-Ата".

На третьи сутки плавания конвой был обнаружен противником и с 25 по 30 мая подвергался постоянным атакам. Они велись комбинированно: самолеты-торпедоносцы и подводные лодки шли на транспорты одновременно. Суда, управляемые опытными капитанами, маневрировали и вели интенсивный заградительный огонь. Вместе с кораблями основного английского эскорта в отражении противника принимали участие польский эсминец "Гарленд" и французский корвет "Роселис". Но массовые атаки фашистов достигли цели: шесть транспортов были потоплены авиацией, один - подводной лодкой.

29 мая конвой вошел в зону действия истребительной авиации Северного флота. На предельном радиусе действия прикрывать транспорты начал 95-й полк дальних истребителей, а в ближней зоне вступил в бой второй гвардейский полк, которым командовал Борис Сафонов. Более суток наши самолеты барражировали над конвоем, сопровождая его в порт. Немцы провели 30 атак. 30 мая, защищая этот караван, в бою погиб Сафонов. Но наши летчики отстояли суда - в этой зоне конвой не имел потерь. Часть транспортов 30 мая прибыла в Мурманск, остальные 1 июня - в Архангельск.

PQ-16 получил известность в основном благодаря героическому поведению команды теплохода "Старый большевик", руководимой капитаном И. И. Афанасьевым. Во время очередного налета 27 мая в районе острова Ян-Майен одна из бомб попала в правую пушку на баке судна. Весь расчет был убит, четыре человека из расчета левой пушки получили ранения. Под полубаком возник пожар. Вышла из строя судовая машина. Экипаж теплохода вел двойную борьбу - с фашистскими самолетами и пожаром.

Командир английского конвойного корабля предложил капитану Афанасьеву с экипажем покинуть судно, которое могло взорваться. Но моряки отказались оставить горящий теплоход и, потушив пожар и исправив судовой двигатель, догнали караван.

"Революционер" во время этого перехода подвергся 48 одиночным и групповым налетам противника. Только очень слаженная работа капитана, рулевых, механиков и комендоров спасли его от гибели.

После разгрузки танков, самолетов и радиостанций транспорт направили в Арктику, в Игарку и Хатангу, с заходом на Диксон. 26 августа он бросил якорь на рейде Диксона. У причалов стояли пароход "Кара" с грузом аммонала и ледокольный пароход "Дежнев", мобилизованный и получивший название "CKP-19". Командование уже знало о гибели "А. Сибирякова" и готовилось к возможному заходу фашистского рейдера.

Около двух часов ночи 27 августа "Адмирал Шеер" приблизился к внешнему рейду и начал обстрел. "Революционер", стоявший на рейде, был заметной мишенью, и один из снарядов разорвался у его борта. Готовый к отпору "Революционер" ответил из своего орудия. "Дежнев" двинулся к проливу навстречу рейдеру, ведя огонь. Следующий выстрел "Адмирала Шеера" попал в надстройку и мостик "Революционера", повредил каюту капитана и трубопровод к брашпилю. Судно не могло выбрать якорь и оставалось под обстрелом. "Шеер" перенес огонь на бросивший ему вызов "Дежнев". В это время по рейдеру ударила из 152-миллиметровых орудий береговая батарея под командованием лейтенанта Н. Корнякова и достигла успеха: на корме "Шеера" возник пожар. Получивший несколько пробоин в корпусе и изрешеченный осколками снарядов "Дежнев", руководимый старпомом С. Кротовым, поставил дымовую завесу. Это позволило отойти самому "Дежневу" и освободившемуся от якоря "Революционеру" в Самолетную бухту.

"Адмирал Шеер" сделал вторую попытку разгромить Диксон и приблизился с севера, но точный выстрел береговой батареи попал в кормовую часть палубы рейдера, нанеся серьезные повреждения. Не добившись успеха, рейдер отошел, чтобы продолжить охоту в Карском море. Бой продолжался 1 час 45 минут, но потери были велики: на "Дежневе" было убито 7 членов экипажа и 21 ранен, на "Революционере" один убит и несколько получили ранения. Дважды был ранен капитан Панфилов.

Заделав пробоины в корпусе, "Революционер" продолжил рейс в Игарку, причем управлялся он с кормы ручным приводом. Затем, погрузив уголь, израненный пароход пришел в Архангельск и стал на ремонт.

В конце ноября начал формироваться конвой судов для перехода на запад. Сборным пунктом наметили Кольский залив, и 30 декабря караван из 14 транспортов под индексом SA-5I вышел в плавание. Постоянные зимние штормы и полярная ночь способствовали переходу, укрывая от противника. 11 января 1943 года "Революционер" зашел в шотландский порт Лох-Ю и затем перешел в Глазго.

В конце января большую группу судов направили в США. В охранении шли авианосец, два крейсера, миноносцы и корветы. В Бостоне "Революционер" за два с половиной месяца получил основательный ремонт. Пароход направили в Нью-Йорк под погрузку и включили в группу судов, переводимых в Тихий океан.

В Карибском море разбойничали фашистские субмарины, и 12 транспортов, шедших из Нью-Йорка в Панаму, сопровождал конвой. При подходе к Панаме не замеченная конвоем подводная лодка выпустила торпеду в "Революционера". Сигнальщик В. Карельский издали увидел ее след. Наши моряки открыли по торпеде огонь и в сотне метров от судна сумели ее расстрелять. Командир конвоя американский контр-адмирал объявил "Революционеру" благодарность.

Пройдя канал, суда пришли в Сан-Франциско. Приняв груз авиационного бензина, "Революционер", завершая свою "кругосветку", прибыл в бухту Провидения.

Еще три рейса в 43-м и 44-м годах он ходил в США под командованием капитана Панфилова. Нельзя не рассказать вкратце и о самом этом прекрасном моряке и мужественном человеке. Федор Дмитриевич Панфилов родился в 1892 году. В 1917-м окончил Архангельское мореходное училище и три года плавал штурманом на рыболовных судах. В 21-м перешел в Северное пароходство, с 36-го был капитаном на судах "Литке", "Пинега", "И. Сталин" и других, в 40-м встал на мостик "Революционера". На пенсию Панфилов вышел в 1959 году. Он был награжден орденами Ленина, Отечественной войны, Красного Знамени и многими медалями. Завершилась жизнь моряка в 1968 году. Через семь лет его именем назвали новый теплоход.

Фото:
Пароход "Революционер".
Андрей КАУФМАН

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.09.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня