19.12.2008 / Служу Отечеству!

Мед искусств из разноцветного улья

Фото: Федосеев Л. Г.
Вадим Измайлов.

- Посмотри, какие красавицы! Ну разве с ними постареешь? - художник Анатолий Сергиенко показывает мне огромный альбом с фотографиями его нынешних учеников. Сплошь молодые девчонки и ребята. А вот на праздник в честь юбилея североморской народной изостудии, которой он руководит, собрались люди самых разных возрастов - за тридцать лет работы через студию прошло не меньше двух сотен человек.

Сергиенко по сей день благодарен адмиралу Владимиру Чернавину, бывшему в семидесятых командующим Северным флотом. Это он, искренний любитель живописи, стал крестным старейшего из ныне действующих на флотах России художественного объединения.

- Мы познакомились случайно, - вспоминает Сергиенко. - Чернавина привел ко мне архангельский художник Иван Котов. Котов еще смеялся: впервые встретил адмирала, с которым можно было всю ночь говорить о живописи! Командующий узнал, что вокруг меня, тогда преподавателя «художки», собрался круг начинающих живописцев, а работать нам негде. Через пару дней позвонил мне и сказал: «Для вашей студии помещение подобрали. Работайте!» Он меня, признаться, разбудил, а когда понял это, дал совет - всегда вставать в шесть утра, чтобы больше в жизни успевать.

Надо сказать, совет пришелся Сергиенко по вкусу. Ну, в шесть не в шесть, но в десять утра Анатолий Александрович уже начинает занятия в студии. Для полуночников-художников это практически подвиг. Для него - привычка.

Мансарду под крышей дома на Сизова в Североморске знают многие. Еще бы, такой чудо-дом, где рядом и учебный класс, и собственная мастерская Сергиенко, и импровизированный выставочный зал, где студийцы впервые показывают дебютные, еще робкие, неуверенные работы… На стенах и листы начинающих, и произведения почти всех мурманских художников-профессионалов, и репродукции великих мастеров. На полу веселая пестрота - капли красок всех цветов, многолетним слоем. На полках - фотоальбомы, своего рода хроника студии.

- Мы отсчитываем свою историю с конца декабря 1978 года, - рассказывает Сергиенко, листая один из них, - тогда состоялась первая выставка, «нулевая», как я ее называю. Участвовали человек десять-пятнадцать, в основном флотские офицеры.

На снимках - молодые ребята в форме, матросы-срочники и кадровые офицеры. Как-то непривычно такое: художники в погонах. В студию зачастую приходили из любопытства - и неожиданно для себя находили здесь судьбу и профессию. Так, матросом, взялся за кисть Ренат Мубаракзянов. Отслужив, уехал на родину, в Казань, а там выбрал профессию художника. Такая же история у Абдурахмана Гаджирагимова из Казахстана. Он потом приезжал, навещал североморцев со своей выставкой. Сергиенко жалеет - много талантливых ребят разлетелось по стране, после распада СССР некоторые вовсе оказались за границей. А вложено в них немало сил. Впрочем, такова судьба флотского творческого объединения: через него проходят срочники, которые через пару лет навсегда покидают Север. Зато память о Заполярье хранят далеко за его пределами.

- Наша студия начиналась как дружеское сообщество, этот дух в целом удалось сохранить, - убежден бессменный наставник североморских художников. - Недаром вокруг объединились еще и поэты, музыканты, писатели. Получается, теперь вся культура города - на нашей орбите.

Звучит амбициозно, но это действительно правда. Североморск - редкий город, где деятели искусств между собой в дружбе. Вместе выпускают альманахи, вместе отмечают значимые события. Городской союз художников - в центре культурной жизни. Этот союз - явление неоднозначное. К Союзу художников России не имеет ни малейшего отношения. Состоят в нем в основном самодеятельные авторы, выходцы из студии Сергиенко. Тот убежден, для них членство в такой организации становится значимым этапом в жизни, своего рода оценкой. Для него же самого что-то вроде игры.

Играть и экспериментировать Анатолий Александрович любит, вкус к игре старается привить и ученикам. Самыми восприимчивыми к такому подходу оказались дети. Живописец с удовольствием вспоминает, как много лет назад занимался с группой ребят до десяти лет:

- Дети - самые лучшие ученики, с ними работать интереснее всего! Они художники от природы, их не учить надо, а развивать. Только школа потом в них убивает творцов… А тогда мы рисовали вместе, делали постановки, писали портреты. Я работал параллельно, рядом с ними, потом устраивали просмотры. Кстати, многие из тех ребят сейчас стали профессиональными художниками, дизайнерами. Правда, почти все живут в других городах, но нет-нет да и пришлют письмо с фотографиями, вырезками из журналов, опубликовавших их произведения. Это здорово!

Взрослых, потянувшихся к искусству, учить тоже нужно осторожно. Иному только и науки требуется - как холст натянуть да краски развести. Дарование настолько самобытно и хрупко, что прикасаться к нему и советы давать просто неуместно. Другим же, тем, кто ищет профессиональных знаний, без грамоты и ремесла не обойтись. Но и к ним в студии свой подход.

- Не бывает, что человек сначала научится, а только потом станет творить! - восклицает Сергиенко. - Любишь рисовать - рисуй! У меня все ребята работают творчески, занимаются тем, к чему душа лежит. Но параллельно мы осваиваем азы ремесла, подтягиваем то, что дается с наибольшим трудом. Тут возможен только индивидуальный подход.

Возможно, такая методика покажется спорной, она далека от академизма, но ведь студия - не учебное заведение, а своего рода творческий полигон. И главное для приходящих сюда - преодолеть неуверенность, поверить в свой дар, узнать самих себя. К тому же, педагог уверяет: он не ревнив, позволяет питомцам одновременно учиться у его коллег, было бы желание.

- Пчела собирает пыльцу со всех цветов! - смеется художник. - Был бы только мед.

А что, двухэтажная мастерская под самой крышей высотки и впрямь напоминает улей. Да и запах красок - чем не медовый аромат. Пестрота и разноцветье, труд и творчество.

Значение простой грамоты Сергиенко, конечно, не отрицает. Напротив, считает, что творчество немыслимо без трех условий: чувства современности, хорошего вкуса и знания законов искусства. Привить молодым эти составляющие - его прямая задача. Еще важно, чтобы питомцы не становились «клонами» мастера, оставались разными:

- Я всегда говорю: каждый из вас должен быть узнаваемым. Найдите свой почерк! Чтобы на выставке зритель, не глядя на этикетку, безошибочно угадывал, где Глотова работы, а где Талипова, например. Но и останавливаться на этом, не двигаться дальше нельзя. Иначе художник умрет. Но чтобы развиваться, идти на эксперимент, надо быть сильным, не бояться неудачи. Ругать все равно будут, это неважно. На самом деле зритель всегда ждет нового, неизвестного.

Анатолий Сергиенко рядом с ребятами не стесняется ни работать, ни выставляться. Учится вместе с ними. Главная наука - строго судить самого себя. Ну и трудиться, конечно. А еще - помнить простое лекарство от «звездности»:

- Если размечтался, я, мол, лучший художник в городе, надо спросить себя: «А в области? А в стране? А в мире?» И «звездность» как рукой снимает!

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
В студии.
Фото: Федосеев Л. Г.
Анатолий Сергиенко.
Фото: Федосеев Л. Г.
Иван Ворон.
Фото: Федосеев Л. Г.
На выставке.
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.12.2008

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня