20.01.2011 / Служу Отечеству!

Выше нос, «Кузнецов»!

Фото: Васильев Сергей
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Сегодня исполняется ровно 20 лет, как на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» был поднят военно-морской флаг и крупнейший надводный корабль военно-морских сил современной России был официально зачислен в состав Северного флота.

А корабль действительно огромен - более трехсот метров в длину. Да и особенности его необычной архитектуры сразу врезаются в память. Его нос всегда задран кверху. Как у завзятого гордеца... Но ведь есть чем гордиться! И, кстати, когда в декабре 1991 года построенный на Черноморском судостроительном заводе исполин после перехода вокруг Европы впервые вошел в Кольский залив, многих видавших виды североморцев поразила взлетная палуба с характерным трамплином на носу, помогающим самолетам взлетать.

От своих советских авианесущих предшественников «Адмирал Кузнецов» как раз и отличается тем, что может отправлять в полет и принимать обычные «сухопутные» самолеты - Су-27, МиГ-29 и Су-25. С 1993 года для его авиагруппы стали поступать и первые серийные Су-33.

Впрочем, самолеты и вертолеты появляются на борту крейсера только тогда, когда он выходит на боевую службу в море. Очередной дальний поход предстоит крейсеру уже в этом году, и уж тогда на его палубу вновь сядут реактивные истребители. А их летчики и авиатехники перейдут в непосредственное подчинение командира корабля капитана I ранга Вячеслава Родионова, начинавшего службу на «Адмирале Кузнецове» еще лейтенантом в первом экипаже 20 лет назад.

Никаких особых торжеств сегодня на борту крейсера не предвидится. По традиции моряки-североморцы совмещают празднование какой-либо юбилейной даты своих кораблей с ближайшим по времени обще-флотским праздником - таковым станет День защитника Отечества 23 февраля.

Но вчера мы побывали на борту знаменитого авиакрейсера, стоящего сейчас у причала в Росте.

Возможно, кому-то из мор-ских волков эта деталь покажется забавной, но меня, человека сухопутного, поразили две настоящие пожарные машины на базе КамАЗов, стоявшие в пустом ангаре крейсера. И они казались, ей-богу, игрушечными внутри исполинского помещения.

Все полторы тысячи членов экипажа буднично готовятся сейчас к очередному походу. Жизнь на военном корабле всегда идет по расписанию, вот и спецгруппа по борьбе с пожарами на полетной палубе в очередной раз разматывала и сматывала брезентовые рукава корабельных пожарных машин. Тренировка.

В одной из столовых (а всего их на крейсере 19) застаю матросов из радиотехнической части, в полном молчании что-то пишущих на листах бумаги. Раз в неделю по очереди весь рядовой личный состав пишет за столами письма домой. Знакомлюсь с матросом Павлом Фроловым - он собирается послать весточку в город Волжский Волгоградской области. Между прочим, Павел - недавний выпускник юридического института, но в военкомате сам попросился служить во флоте.

- Я ведь до этого никогда моря не видел, но мне про него рассказывал старший брат Миша, служивший на Балтике. Теперь и мне будет что рассказать про арктические моря! - вскользь замечает дипломированный юрист.

Сейчас он заклеит письмецо на родину в конверт, бросит его в судовой почтовый ящик, а штатный корабельный почтальон старшина I статьи Иван Соколов отнесет его вместе с другими на обычную гражданскую почту.

В одном из спортзалов (а всего их на крейсере двенадцать!) тренируются корабельные мастера по пауэрлифтингу, то есть силовому поднятию тяжестей. Местные силачи неоднократно побеждали в чемпионатах дивизии и всего флота. Вот с чугунным грузом приседает старшина команды электромагнитной совместимости мичман Константин Ваулин.

- Как в 2002 году призвался на срочную службу на наш крейсер, так и до пенсии собираюсь на нем оттрубить, - улыбается сквозь пот атлет.

Между прочим, современные тренажеры для этого зала попали на борт по распоряжению Дмитрия Медведева. В 2008 году Верховный главнокомандующий выходил вместе с экипажем в море, а через месяц капитана-лейтенанта Алексея Кузьмина, начальника физподготовки крейсера, вызвали в спорткомитет минобороны получать президентский сувенир - на память и здоровье.

- У нас в экипаже немало разрядников, даже свой мастер спорта России есть, старший мичман Руслан Мамбетов, - не без гордости говорит главный корабельный физкультурник в чине капитан-лейтенанта.

Как-то неловко мне задавать российским офицерам вопросы о межнациональных отношениях на крейсере, но ведь и сам президент поднял недавно эту тему после известных событий, не так ли?

Случай подвернулся сам собой. В корабельном госпитале, где служат семеро квалифицированных врачей - хирурги, терапевты и даже собственный стоматолог, - я поинтересовался, как на корабле обстановка с эпидемией гриппа.

- Сезонные ОРЗ сейчас пошли на спад, в терапевтических палатах заняты только 11 коек из 40, но ожидаем весеннего обострения, - сказал мне врач-терапевт майор медслужбы Эдемгурджи Мушкудиани.

Такие сложные имя и фамилию я сумел записать только со второй попытки. Но веселый майор пояснил, что он наполовину грузин, фамилия отцовская.

- У нас на крейсере служат представители 32 национальностей, - уловил офицер мой невысказанный вопрос, - но все мы - прежде всего российские военные моряки.

Ответ вполне в духе крупнейшего военного корабля России, отмечающего сегодня свой юбилей.

Фото: Васильев Сергей
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.01.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,255075,391677,410673,1396
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня