21.05.2011 / Служу Отечеству!

Залечь на дно и... работать

Фото: Федосеев Л. Г.
Василий Фролов флагманский водолазный специалист соединения спасательных судов УПАСР СФ.

Среди утыканных пушками эсминцев и иных военных кораблей Северного флота на североморской пристани скромно ютится спасательное судно «Георгий Титов». Даже вооружения на корабле нет. Однако задача у моряков, что здесь служат, весьма важная, ведь корабль этот относится к управлению поисковых и аварийно-спасательных работ СФ тут живут и работают водолазы.

- Мы работаем не на водной глади, а под ней, смеется помощник капитана по аварийно-спасательным работам Дмитрий Кондратьев. Заделать пробоины, обследовать затонувшие объекты, а то и поднять их на поверхность вот чем мы занимаемся.

Водолазы спускаются на несколько десятков метров и проводят там не один час. При этом мужчины не любуются морскими красотами, а выполняют сложную и кропотливую работу. Под водой. В одиночестве.

- При погружении первые десять метров темно, холодно и страшно. Не то чтобы на дне было весело, но там хотя бы немного осваиваешься и занимаешься делом, не обращая внимания, что над тобой воды метров шестьдесят, а то и девяносто, а по бокам роится планктон. Хотя нет, планктон все-таки напрягает, рассказывает начальник группы подводно-спасательных работ Евгений Демченко. Но ко всему привыкаешь. В работе ничего сложного нет, по крайней мере, для меня. Можно сказать, в скафандре чувствую себя в своей тарелке.

Скафандр, о котором идет речь, называется «HewtSuit1200». По виду он больше похож на костюм астронавта. Как говорят водолазы, люди, страдающие клаустрофобией, дрожат от страха при одном его виде. И это неслучайно: место внутри очень ограничено. Идеальный рост пилота такого скафандра 175 сантиметров, вес не более 80 килограммов.

Почему пилота? Потому что водолазы, облаченные в это высокотехнологичное одеяние, чем-то похожи на голливудских астронавтов. На спине расположены движители, позволяющие пилоту плыть в толще воды со скоростью до двух с половиной узлов. Управление агрегатом осуществляется педалями, находящимися в ботинках. Да и внутри шлема все почти как в самолете одни датчики да кнопочки.

- В таком скафандре можно находиться под водой до восьми часов, продолжает Евгений Демченко (его в этом самом скафандре вы видите на первой странице газеты). Мой личный рекорд пять часов. Больше даже желания нет. Комфортабельным костюмом для дайвинга его точно не назовешь. А так обычно по три-четыре часа в нем работаем, не больше.

По словам водолазов, это снаряжение идеально подходит для осмотра и небольшого ремонта. Так или иначе, собственной гидравлики на скафандре не предусмотрено, а вручную больших побед под водой не добьешься, человек все-таки не всесилен. Специальное гидравлическое оборудование для масштабных работ, конечно, имеется, но пользуются им редко. Да и незачем оно. Чтобы что-то поднять или распилить, на корабле имеется специальный «мастодонт» рабочий телеуправляемый подводный аппарат «Веном».

- Этот монстр весит три с половиной тонны и при этом еще способен притащить со дна груз килограммов в пятьсот. Незаменимая вещь для подводников, говорит старший инженер-пилот Евгений Харитонов, улыбаясь и поглаживая рукой железную махину с огромными стальными «клешнями». Аппарат удобный, многофункциональный, а главное ручной. Управляется из рубки кнопочками и джойстиками.

Пожалуй, единственные его недостатки ограниченная видимость (не более четырех метров) и кропотливая, медленная работа. Камеры, установленные на «Веноме», не позволяют быстро выбрать нужный угол и хорошо прицелиться. С другой стороны, сидеть перед мониторами с джойстиками в руках куда удобнее, чем в скафандре «HewtSuit». Кстати, его водолазы между собой называют «консервная банка». Да и риска для жизни при работе с «Веномом» нет. Все-таки робот это не живой человек.

- Один раз во время учений работал на глубине в тандеме с «Веномом», рассказывает Евгений Демченко. По легенде, произошла внештатная ситуация, и я не мог всплыть самостоятельно. Вот тогда я по-настоящему испугался. Оператор «Венома» должен был правым гидравлическим манипулятором ухватиться за аварийную точку подъема, а она находится рядом с куполом (стекло на шлеме скафандра. Прим. авт.). Малейшая ошибка, и стекло может разбиться, все-таки гидравлика очень сильная. Когда перед глазами железная «клешня» огромной машины, хочется вжаться в скафандр. К счастью, пилот «Венома» очень опытный, и все обошлось без повреждений, купол даже не задел. Да и поднял меня за аварийную точку очень нежно. Но страха натерпелся в тот момент порядочно.

Историй, связанных с глубоководным погружением, у каждого водолаза в избытке. Часть забывается, но каждый рабочий выход все равно отличается от предыдущего. Даже самый банальный осмотр судна или причального укрепления все по-новому. В одно море дважды не погрузиться.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
«HewtSuit1200».
Фото:
На совместных международных учениях ВМС стран НАТО и России. Фото из архива УПАСР Северного флота.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Работа на глубине.
Алексей ОСЕТРОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.05.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня