30.06.2011 / Служу Отечеству!

Весы качнулись в пользу «Булавы»

Испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава». Фото предоставлено пресс-службой Северного флота.

Очередного, 15-го по счету, испытательного пуска межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования «Булава» российские оборонщики ждали буквально с замиранием сердца. Именно он должен был «размочить» остававшийся с октября прошлого года «ничейным» счет итогов испытаний самого раскрученного, пожалуй, на сегодня отечественного оружия. Семь - семь: по столько удачных и неудачных испытаний прошла «Булава» начиная с мая 2004 года. Тогда на первых тестированиях твердотопливного двигателя ракеты на Воткинском машиностроительном заводе произошел взрыв. Интригу ситуации придавали не только переживания за престиж государства, но и профессиональный журналистский азарт угадать, сколько голов и погон слетит с плеч, закапризничай она опять.

Напомним, ракету «Булава-30» (в международных договорах - РСМ-56) начали разрабатывать в 1998 году, на вооружение ее должны были принять еще в 2007-м. Но из-за регулярных неудач при испытании приемку пришлось отложить на неопределенный срок. Тем не менее и сейчас «Булава» позиционируется как новейшая трехступенчатая твердотопливная ракета, которая может нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения, способных менять свою траекторию по высоте и курсу. Дальность ее полета составляет 8 тысяч километров. Отличительными особенностями являются способность успешно преодолевать как существующие, так и перспективные системы противоракетной обороны, а также короткий активный участок траектории полета, невосприимчивость к системам оружия, которые в ближайшие 10 лет могут быть размещены в космосе. Это один из приоритетных проектов российской оборонки, призванный обеспечить безопасность нашего государства на ближайшие 30-40 лет.

«Булава» призвана стать основой морских стратегических ядерных сил, и под эту ракету на северодвинском заводе была заложена новая серия атомных подводных лодок проекта 995 «Борей» с головной субмариной «Юрий Долгорукий». Кстати, стоимость контракта на ее строительство составила 23 миллиарда рублей. Всего до 2015 года планируется построить восемь таких лодок.

В общем-то, история тестирования ракеты и ее штатного носителя до сих пор оставляет много вопросов. 15-го пуска ждали еще в декабре. Однако некоторое время спустя официальные источники сообщили, что он будет перенесен из-за сложной ледовой обстановки в Белом море. Но некоторые СМИ растиражировали версию о неготовности к испытаниям самой новой АПЛ.

Последний час «Х» был назначен на 28 июня, и впервые пуск производился с борта штатного носителя ракеты. Все предыдущие запуски выполнялись с АПЛ «Дмитрий Донской», специально модифицированной под «Булаву».

Несмотря на то, что из-под воды ракеты вышла рано утром, до самого вечера вторника все федеральные информационные агентства хранили гробовое молчание. Компетентные и близкие к ним источники туманно обещали, что официальное сообщение минобороны будет распространено буквально минута в минуту в момент, как только последние боевые блоки коснутся полигона Кура (Камчатка). И вот около половины пятого вечера на интернет-лентах появились первые бодрые сообщения: «АПЛ «Юрий Долгорукий» провела успешный пуск «Булавы».

- Впервые в рамках программы государственных летно-конструкторских испытаний комплекса пуск ракеты был проведен из подводного положения со штатного носителя. Подлодкой командовал капитан первого ранга Владимир Ширин, - рассказал журналистам официальный представитель минобороны России полковник Игорь Конашенков.

Он добавил, что «пуск по всем параметрам проведен успешно», боевые блоки доставлены «Булавой» в заданный район полигона в установленное время. Экипаж подводной лодки при выполнении испытательной стрельбы показал высокий профессионализм и боевую выучку.

Если судить по реакции федеральных СМИ, то, похоже, положительный исход нынешних испытаний действительно был ожидаем. Вопреки сложившейся было традиции обильно комментировать каждый пуск, в этот раз и журналисты, и компетентные лица ограничились едва ли не сухой констатацией факта. А суть всех оценок свел воедино в своем комментарии одному из международных информагентств главный научный сотрудник ИМЭМО РАН, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Дворкин. По его словам, успешный пуск позволяет говорить о том, что выявленные ранее проблемы, становившиеся причиной провалов «Булавы», в настоящий момент устранены. И если ракета будет успешно испытана еще четыре раза подряд, ее можно будет принимать на вооружение. К тому же, кстати, склоняются и представители минобороны, заявлявшие ранее, что ракета может быть принята на вооружение до конца этого года.

Однако при внимательном взгляде на источники становится понятно, что разработчиков волнует уже не сама ракета, а ее штатный носитель - АПЛ «Юрий Долгорукий» (первая в серии «Борей»). Во всяком случае, именно в связи с последним, 15-м запуском обозреватели принялись уточнять, что корабельный ракетный комплекс - это не только ракета, а вся система в целом.

Начало проекту «Борей» было положено еще в 80-е годы, но серийное производство пришлось на 90-е. Тогда не раз менялись и сроки строительства, и будущее вооружение подлодки. Разработчики «Булавы» и вовсе предложили новый подход к созданию крейсера: за счет применения пускового контейнера они решили дополнительно обезопасить подлодку на этапе старта ракеты. Сейчас, по мнению экспертов, особенно важно понять, как ведет себя штатный носитель - «Юрий Долгорукий» - во время запуска. И судя по первым реакциям, испытание «Булавой» подлодка выдержала успешно.

Фото:
АПЛ "Юрий Долгорукий". Фото предоставлено пресс-службой Северного флота.
Подготовила Екатерина КОЗЛОВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.06.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня