04.04.2012 / Служу Отечеству!

Поставим Андреевский крест на «Веселом Роджере»!

Фото: Федосеев Л. Г.

С ходового мостика видно только нос корабля и развевающийся на нем гюйс с Андреевским крестом. Все, что дальше, скрыто белой пеленой снегопада. Однако на такой случай есть радар. И он позволяет без труда разглядеть каждый выступ на противоположном берегу Кольского залива.

- На экране мы видим акваторию, находящуюся в зоне действия радара, - рассказывает штурманский радиометрист Виктор Михайлов. - Сейчас видимость очень плохая, поэтому без такого прибора в море уходить нельзя. А здесь все четко и понятно. Вот эти полоски - это корабли рядом с нами. Правда, стоящих совсем рядом мы не увидим: мертвая зона локатора составляет меньше кабельтова.

Слепая зона - это, конечно, досадно. Но вряд ли кто в здравом рассудке решится до нее добраться. Кабельтов - одна десятая морской мили, 185,2 метра. А по международным законам без разрешения ближе 500 метров к военному кораблю подходить нельзя. Иначе может быть очень больно, вплоть до пробоины в борту.

Да и снежная завеса вскоре больше не будет мешать морякам большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков». В эти дни экипаж завершает подготовку к дальнему походу, и потому на борту повсюду кипит работа. Через несколько дней корабль отправится из Североморска в Аденский залив, где будет защищать гражданские суда от морских пиратов. И там, конечно, Виктору Михайлову и его коллегам придется круглые сутки ощупывать радаром окрестное море.

Сам Михайлов родом из Йошкар-Олы, столицы Республики Марий Эл. В свое время служил в Новосибирске, в мотострелковом полку. Затем отправился на Север. Как говорит, за впечатлениями. Да и вообще море тянуло к себе с детства. Здесь заключил контракт на пять лет, три из которых уже позади. За это время успел и поштормовать в Баренцевом море, и увидеть берега Африки, конвоируя иностранные суда в Аденском заливе. Там он был в прошлом году, когда служил на БПК «Североморск». С пиратами, правда, кораблю тогда столкнуться не пришлось. Тем, можно сказать, повезло.

Ведь непосредственно разбираться с морскими разбойниками призваны специальные подразделения - морская пехота и спецназ. За фрагментом тренировки морпехов удалось понаблюдать прямо на палубе «Кулакова».

...Бойцы проходят вдоль борта - скрытые от глаз условного противника. Все вооружены и укомплектованы необходимым снаряжением. (В том числе непотопляемыми бронежилетами, что срабатывают, если солдат вдруг падает в воду, и удерживают его на плаву вместе с оружием лицом вверх.) Задача - быстро занять позиции, используя в качестве укрытия все, что находится на носовой части палубы: орудия, люки, катушки с тросами. Автоматчики, пулеметчики и снайпер - у каждого свое место и своя задача. Передвигаться нужно быстро и в то же время крайне внимательно - на припорошенной снегом палубе скользко. Впрочем, это далеко не первая тренировка, и все проходит без сучка, без задоринки.

- Нас готовили к выходам в море и проведению различных операций, поэтому уверен, что со всеми задачами справимся, - говорит стрелок-пулеметчик крупнокалиберного пулемета «Утес-М» Андрей Камбург. - Обучали освобождению заложников и борьбе с пиратами на различных кораблях. Учили высаживаться как с моря, так и с вертолетов... Да и вообще, для морской пехоты преград нет!

Андрей прибыл на Север из Владимирской области в конце декабря - хотел служить в Спутнике, в морской пехоте. Потом по распределению попал на корабль. Говорит, поначалу сильно доставала качка, но ко всему можно привыкнуть. Не говоря уже о том, что побывать в таких экспедициях, обогнуть «полшарика» выпадает не каждому. Так что служба идет в охотку.

Андрей Гридневский, командир третьей роты полка морской пехоты, которая отправляется в дальний поход, в своих бойцах уверен полностью. Обучение завершено, все готовы, настрой у парней боевой. Все-таки впереди настоящее мужское дело, которое дает возможность почувствовать, что ты действительно нужен. Да и просто это интереснее, чем стоять у причала.

- Особое внимание при подготовке мы уделили тактической и огневой подготовке. Изучили и международное право. А оно позволяет в случае опасности стрелять по пиратам, - сказал капитан Гридневский. - Ко всем ситуациям старались подготовить. Ну а в первую очередь учим бойцов ничего не бояться и выполнять приказы. Эти два правила - залог успешной операции.

Несмотря на то, что все отлажено, желания встретить пиратов у капитана нет. Что и понятно, опасности всегда лучше избежать. Но служба есть служба.

Что ждет североморцев в тропиках? Коллеги, которые уже сталкивались с пиратами, поделились своими наблюдениями. Морских баталий в Аденском заливе, разумеется, не происходит. Заложников пираты прячут либо в одной из кают, либо в трюме. На капитанском мостике предпочитают оставаться одни. В редких случаях - с капитаном захваченного судна. Такого, чтобы разбойники прикрывались «живым щитом», не было. А значит, и задача облегчается. Ну а сильны они только тогда, кода имеют дело с безоружными людьми...

И то верно. Баловаться под, скажем так, «Веселым Роджером» можно лишь до той минуты, пока на горизонте не появится Андреевский флаг.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Алексей ОСЕТРОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.04.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,180776,720479,533073,2334
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня