21.04.2012 / Служу Отечеству!

Тысяча тонн взлетит на воздух

Фото: Федосеев Л. Г.
Взрывы по плану, а обед по расписанию.

Взрывная волна поочередно сотрясает все, что встречается на ее пути - заснеженные холмы и бетонные сооружения, все, что осталось от некогда немалой части ПВО. Затем раздается сильный хлопок, от которого закладывает уши даже в укрытии, на солидном расстоянии от эпицентра взрыва. Кто-то из людей в форме запоздало предупреждает, что нужно открывать рот, тогда уши не заложит. Совет дельный, но несвоевременный. На Северном флоте проходит утилизация боеприпасов, у которых истек срок годности.

Морская инженерная служба флота обосновалась вблизи заброшенной военной базы - места здесь хоть отбавляй. Ближайший населенный пункт километрах в тридцати. Подъездные дороги охраняются, а когда заканчивается асфальт, кроме как на «КамАЗе», ни на чем и не проедешь. Воздушное пространство перед проведением взрывных работ так же освобождается. Ни военная авиация, ни гражданская и близко не подлетает. Не то чтобы каждый раз осколки вздымались на такую высоту, но случаи бывают всякие... рисковать не стоит.

- В одну яму разрешается закладывать взрывчатку массой до 250 килограммов в тротиловом эквиваленте. Мы же подрываем около 80 килограммов. Это в три раза безопаснее, чем допустимо, - говорит заместитель начальника морской инженерной службы флота подполковник Владислав Анохин.

Старые снаряды выглядят весьма плачевно - только снаружи местами видна ржавчина. Что творится внутри и вовсе остается загадкой. Специалисты говорят, что там все еще хуже. А это делает работу подрывников по-настоящему опасной. Каждый снаряд нужно аккуратно уложить на дне специальной ямы (глубина около трех метров). Солдаты спускают их вниз не спеша, внимательно следят за капсюлем боеприпаса. Если снаряд упадет на него - все, пиши пропало. Детонация практически неминуема.

- Главное все делать правильно, - рассказывает о своей работе заместитель командира роты старший лейтенант Александр Шелихов. - Аккуратно уложить заряды. Дальше с ними остается командир группы, устанавливает на взрывчатку детонаторы и вяжет электровзрывную цепь. Потом по команде нажимается кнопка - и БА-БАХ!

Погода накладывает свой отпечаток на работу инженеров. В отличие от лета, когда края ямы сухие, сейчас перед каждым взрывом нужно очистить их от снега и льда. Ведь можно поскользнуться и получить травму. А то и вовсе снаряд уронить...

- Мы работаем по подрыву уже неделю. За это время уничтожили порядка полутора тысяч боеприпасов, по 240 ежедневно, - подводит итог работы подполковник. - До середины осени по плану нужно утилизировать около тысячи тонн, но, скорее всего, не успеем. В нашем деле лучше не за количеством гнаться, а спокойно, уверенно и, что немаловажно, безопасно выполнять поставленные задачи.

Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Взрывы по плану, а обед по расписанию.
Алексей ОСЕТРОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.04.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня