14.06.2012 / Служу Отечеству!

Служба снимает погоны

Фото: Ещенко С. П.
Руководитель УФМС по Мурманской области Борис Макаревич.

Сегодня Федеральная миграционная служба России празднует свое 20-летие. На вопросы корреспондента «Мурманского вестника» отвечает руководитель УФМС по Мурманской области Борис МАКАРЕВИЧ.

- История миграционной службы России берет свое начало с 1992 года. За двадцать лет многое изменилось как в нашей структуре, так и в подчиненности. Сначала мы, занимаясь вопросами миграции, входили в МВД. В 2005-м к нам присоединили паспортно-визовую службу, и мы состоялись как отдельное ведомство, замыкаясь на министерство внутренних дел. А с мая этого года мы подчиняемся напрямую правительству РФ.

Это накладывает особую ответственность, предполагает некоторые изменения. Ожидается аттестация личного состава и, как у нас говорится, демилитаризация. Дело в том, что у нас работают как люди в погонах, так и штатские и вольнонаемные. Теперь у нас будет «служба без погон», все сотрудники получат статус госслужащих. Постараемся, чтобы этот процесс прошел безболезненно.

- На зарплате это как-то скажется?

- Она отчасти выровняется. Вольнонаемные уже получили прибавку к зарплате.

- Борис Анатольевич, расскажите, какие основные задачи сегодня стоят перед вашей службой.

- Я бы отметил три направления. Оказание государственных услуг населению. Контроль за реализацией законодательства, в первую очередь - это миграционный контроль. И третье - информационная поддержка, в том числе других организаций, ведомств, та же справочно-информационная помощь. Мы обладаем очень обширной базой данных, которая сейчас переводится в электронный вид, адаптируется к базам других служб, организаций. Помимо этого приходится решать много организационных вопросов. Например, сейчас мы строим отдельное здание на улице Дзержинского.

- Это улучшит как работу службы, так и обслуживание населения?

- Конечно. Сегодня самая востребованная госуслуга, которую мы оказываем, это оформление загранпаспортов как старого, так и нового - биометрического - образца. Первые выдаются на пять, вторые - на десять лет. Также в наши задачи входит регистрация населения, оформление гражданских российских паспортов. Здесь дела обстоят проще, механизм взаимодействия с УРСами отработан десятилетиями. Тут напрямую с населением мы не работаем, люди сами обращаются к паспортисткам или идут в многофункциональный центр. Там нет ни очередей, ни особых проблем: сдал паспорт и через 10 дней получил его с пропиской или выпиской.

- Число обращений за заграничными паспортами растет?

- В этом году количество загранпаспортов, выданных нами, увеличилось на 30 процентов. В год обычно эта цифра составляет 60 тысяч плюс около 40 тысяч российских. Причем количество биометрических паспортов возросло на 70 процентов по сравнению с прошлым периодом. Понятно, что нагрузка на сотрудников службы возрастает. Чтобы снять напряжение, ищем различные пути. Например, через электронный портал госуслуг оформляется сегодня каждый восьмой загранпаспорт. Людям это удобно: подаешь документы, затем приходишь сфотографироваться, предъявить квитанцию о госпошлине - и все.

Но не все люди, особенно пожилого возраста, могут этим порталом воспользоваться. И здесь навстречу пошел Мурманский многофункциональный центр. Там помогают горожанам бесплатно заполнить анкету, причем в таком формате, чтобы ее мог «читать» наш сканер. На эту процедуру уходит буквально 3 минуты, а не 15, когда анкеты приходится перепечатывать вручную. Очередь идет намного быстрее, человек получает талон на конкретное время, когда можно прийти за паспортом. Запись в центре идет вперед на месяц-полтора, и тем, кто не спешит с оформлением, это удобно.

Но очереди все равно есть, очевидно, только с помощью техники проблему не решить. Поэтому в этом году мы у себя поставили специальный биометрический комплекс. Следующие будут в Коле, Никеле, а затем и в других населенных пунктах. Получили три биометрических переносных комплекса. В Мурманске, например, на месяц расписаны организации, которые сделали заявки для оформления загранпаспортов своим работникам. Наш специалист приезжает с чемоданчиком и на месте все делает. Люди не теряют время, не отпрашиваются с работы. Удобно всем. Единственное условие, чтобы в заявке было не 2-3 человека, а 30-40. Такая услуга оказалась очень востребована. На будущий год, когда состоится новоселье на улице Дзержинского, там будет установлен еще один биометрический комплекс. Тогда же эти услуги будут переведены из Первомайского округа, с улицы Достоевского, на Куйбышева, где мы сейчас располагаемся. Здесь более удобное, просторное помещение. Проблема в том, что не хватает людей. Возможно, после поступления новой техники наши услуги станут еще более доступны населению.

- Сейчас много говорится о том, что наш общегражданский паспорт «устарел».

- Да, здесь мы отстаем от других стран, Думаю, со временем он станет электронным.

- Какие главные проблемы службы в работе с мигрантами?

- Ежегодно мы оказываем примерно шесть тысяч госуслуг иностранным гражданам. Сюда входят: выдача разрешения на временное проживание, вид на жительство, вопросы приобретения гражданства, выдача разрешения и патентов на трудовую деятельность. Это также очень большой объем работ, в том числе контроль, запросы и тому подобное.

Начиная с 2006 года очень активно ведется работа по модернизации миграционного законодательства. И результаты налицо. Если раньше разрешение на работу иностранцу оформлялось в течение двух месяцев, сейчас на это уходит 10 дней. То же касается и многих других вопросов. Значительно уменьшилось количество документов, которые иностранец должен предъявить в миграционную службу. Например, раньше, чтобы получить разрешение на работу, надо было предоставить около 20 различных документов, теперь - только четыре: удостоверение личности, фото, заявление, миграционную карту. Принес, проверили по базе - и все. ФМС удалось создать очень хорошую базу учета иностранных граждан не только по Мурманской области, по всей стране. Если иностранец набедокурил где-то на Сахалине, мы это будем знать, причем моментально. И такому человеку въезд в страну будет закрыт.

Многое изменилось в законодательстве и в отношении тех иностранцев, кто трудится в частном секторе садовниками, нянечками в семьях, домработницами, строителями. Эта категория была выведена из «тени» благодаря внедрению такого института, как патент на работу. Иностранец получает его, платит ежемесячно налог в размере одной тысячи рублей и таким образом продлевает свое пребывание в нашей стране. То есть идет процесс упрощения и урегулирования нахождения в России иностранных граждан. Потребность в гастарбайтерах решается на уровне региона через различные ведомства. У нас в области таких граждан меньше одного процента от общего населения.

- Как часто ваши сотрудники сталкиваются с нарушениями миграционного законодательства?

- В год выявляется примерно 15 тысяч подобных случаев. Львиная доля приходится на российских граждан: нарушения регистрационного учета, несвоевременный обмен паспортов… За этот же период привлекается к ответственности около двух тысяч иностранцев, из них примерно 400 человек трудовых мигрантов. Здесь большие проблемы возникают с принимающей стороной - работодателями. Об этом красноречиво говорят даже штрафные санкции, которые определены законодательством. У иностранных рабочих они не превышают двух-четырех тысяч рублей на человека. У работодателя - в зависимости от того, является ли он юридическим или должностным лицом - от 250 тысяч до 800 тысяч рублей за каждого мигранта в том случае, когда нарушается закон. В год мы накладываем таких штрафов на сумму порядка 30 миллионов, причем взыскиваем, как правило, около 80 процентов. Поверьте, это немало.

Людмила ЛОПАТКО.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.06.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня