03.10.2015 / Служу Отечеству!

Достанут даже с неба

Фото: Екатерина АНДРЕЕВА

Ранним утром в четверг в сторону заброшенного поля недалеко от поселка Шонгуй ехала интересная кавалькада машин: «буханка», КамАЗ с надписью «ОМОН» и два легковых автомобиля. Может, теракт какой случился? Вовсе нет, транспорт спешил к месту тренировочных занятий.

Как только машины остановились на краю поля, из первых двух начали выпрыгивать омоновцы, практически при полном обмундировании: облегченные бронежилеты, каски, разгрузки, очки. На земле бойцам оставалось лишь надеть балаклавы и перчатки.

Когда все приготовления завершились, сотрудники отряда особого назначения начали разминаться - подпрыгивать, делать кувырки на траве. После того, как мышцы пришли в тонус, настало время отработки десантирования посадочным способом со стоящего на земле вертолета.

Казалось бы, ничего сложного: знай себе выпрыгивай из летательного аппарата, совершай три кувырка в направлении, соответствующем твоему номеру в группе, и замирай в нужной точке с автоматом в руках.

Но такая легкость лишь на словах. По номерам члены команд распределились только перед началом тренировки, да и занимать диспозиции нужно очень четко. Плюс во время маневров запрещается разговаривать, всю информацию коллегам можно сообщать только при помощи жестов.

После того, как каждая группа, а их на земле было три, по восемь человек в каждой, отработала посадочное десантирование, бойцы сделали по три «контрольных» кувырка и направились к вертолету. Опять перемешавшись, поскольку в воздух поднимались уже две группы, по 12 человек.

И вот настал долгожданный момент. Омоновцы в салоне, лопасти крутятся, да с такой силой, что, находясь метрах в 50 от вертолета, очень сложно устоять на ногах. Один круг над полем, и все, выход на позицию. Бело-синяя железная птица только коснулась земли, и из салона начали выпрыгивать бойцы. В таких условиях у них получилось все сделать практически идеально. На смену первой группе пришла вторая. Десантировались они - в воздух вновь поднялись первые. И так - три раза.

- Все прошло, как надо, - поделился впечатлениями боец оперативной роты Павел Гирвич. - По-другому и быть не могло, ведь практическим учениям предшествовали многочисленные тренировки. К примеру, мы занимались на земле на тренажерах, чтобы избежать травм. Главное было отработать имитацию входа в вертолет, занять правильное место, сесть так, чтобы тебя видел пилот. Не менее важен и выход, здесь требуется прыжковая техника, кувырки, перекаты. Это мы отрабатывали в отряде, прыгали с высоты полтора - два метра.

Небольшая передышка, и двигатель вертолета снова заводится. Пришел черед отработки беспосадочного способа. А он гораздо сложнее. Во-первых, из салона надо выпрыгивать на высоте, сначала с пяти метров, потом с десяти, ну а самые опытные и смелые проверяли свои умения на 15 метрах. Во-вторых, в этом деле важны не столько кувырки, сколько сила и ловкость рук, ведь спускаться из вертолета нужно по канату.

- Вам может жечь ладони, терпите, но если почувствуете, что не в состоянии спрыгнуть с высоты 15 метров, не геройствуйте, - сказал перед вылетом заместитель командира роты ОМОН УМВД России по Мурманской области Алексей Мараков.

Возможно, кому-то из сотрудников и жгло руки, но надо было видеть лица, когда они шли после десантирования - глаза горят, губы расплылись в улыбке. И куда делась привычная суровость?

- Это такой драйв! - поделились впечатлениями члены первой группы с коллегами из второй, которым еще только предстояло совершить десантирование.

Спуститься с 15-метровой высоты рискнули не все. Но радости от этого не убавилось. Впрочем, не только за положительными эмоциями ехали сотрудники отряда в поле около Шонгуя. Главная цель была отработка навыков десантирования. И она, судя по мнению руководителей и участников тренировки, прошла успешно.

- Ничего сложного в десантировании посадочным и беспосадочным способом нет, - с улыбкой сказал командир отделения Игорь Бахтин. - Безусловно, важно соблюдать технику безопасности, ведь велика вероятность получения травм. Главное, выпрыгнуть из вертолета и сделать все правильно. Лично я много раз совершал подобное, а сегодня наряду с опытными сотрудниками были и новички. Думаю, им пришлось сложновато, но ничего, ко всему привыкаешь. Тем более что подобные навыки могут пригодиться нам в работе не только на территории Мурманской области.

- Да на том же Северном Кавказе пригодятся, - присоединился к разговору Алексей Мараков. - Ведь в чем отличительная черта вертолета? Он прекрасно подходит для доставки в практически любое место, для переброски отряда в нужную точку не требуются дороги. Хотя, стоит отметить, был и на Кольском полуострове прецедент с использованием авиации: задерживали особо опасного преступника в Ловозерской тундре. Вообще, наш отряд старается постоянно совершенствовать свое мастерство. Отрабатываем элементы на манекенах, на макетах, вот уже почти год - на вертолете, который появился у нас в ноябре 2014 года. Тренировки, подобные нынешней, способствуют также психологической устойчивости личного состава. Если на земле кажется, что сделать то или иное упражнение сложно, то во время полета эти чувства отключаются и остаются только навыки.

Думается, Игорь Бахтин немного слукавил про легкость маневров. Как мы уже говорили, бойцы десантировались при полном обмундировании, а его вес примерно 14 килограммов. Одна только каска, которую омоновцы любовно называют «голова», весит четыре кило! Весьма важна для спуска по канату и обувь. Как отметили многие сотрудники отряда, форменные ботинки великолепно подходят для этого: с их помощью можно хорошо цепляться за канат, да и для торможения ногами они, как говорится, самое то.

- Сегодня была хорошая погода для полетов, несильный ветер, без дождя, - прокомментировал заместитель командира авиаотряда, начальник летной службы авиационного отряда специального назначения регионального УМВД Игорь Качалов. - Место для тренировок также очень удобное: это поле, где находился ранее брошенный аэродром времен Великой Отечественной войны. Конечно, не на каждом вертолете можно проводить подобные учения, к примеру, должны быть специальные крепления для каната, допуск экипажа. Некоторые бойцы впервые совершали десантирование, поэтому сначала мы делали провозку, чтобы они привыкли к вертолету. Поскольку такие тренировки - дело ответственное, перед началом я провел инструктаж, рассказал, чтобы при высадке старались держаться подальше от колеса, а то оно может начать «охоту» за ребятами. И, естественно, напомнил, что все действия нужно выполнять по команде членов экипажа. Все прошло отлично, нам удалось быстро сработаться.

Екатерина АНДРЕЕВА. Шонгуй - Мурманск

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.10.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня