17.02.2016 / Служу Отечеству!

В тройку призеров - безопасным маршрутом

Фото: Андрей Лузик

С недавних пор на полигоне в Щукозере военным инженерам Северного флота приходится с завидной регулярностью преодолевать брод, обезвреживать мины, перебираться через противотанковый ров, сооружая мосты, разгребать лесные и земляные завалы. Такое количество преград на одном пути в настоящих боевых условиях - редкая удача. Но подобных сложностей требует конкурс. Ведь эта проверка навыков происходит в рамках подготовки к Международным армейским играм-2016.

Всего в ходе Игр пройдут три конкурса, в которых будут участвовать бойцы отдельного морского инженерного батальона СФ, - это «Открытая вода», «Безопасный маршрут» и «Инженерная формула». Тренировки прохождения «Безопасного маршрута» и начались на минувшей неделе.

Здесь не нужна легенда, как на учениях. В этих соревнованиях важно справиться с каждым испытанием на полосе препятствий, но сделать это идеально, потому что у сапера нет права на ошибку.

Хоть на начальном этапе подготовки время не учитывается, на тренировках военные инженеры стараются выполнять все задания с максимальной скоростью.

Первым препятствием становятся несколько сотен метров, на протяжении которых саперы должны выполнить ряд элементов фигурного вождения - почти как на экзамене в автошколе. Только вождение здесь необходимо продемонстрировать не на маневренной легковушке, а на «броне», да и при установке преград правила дорожного движения и габариты транспорта не слишком-то учитываются. При этом на самом конкурсе за каждый задетый ограничитель команда получит штраф в 30 секунд, за сбитое препятствие - минуту.

Тем не менее на гусеничной технике бойцы змейкой довольно быстро, а главное, без ошибок приближаются к оврагу. Разумеется, по условиям задания он заминирован. Противотанковые мины необходимо найти и уничтожить. На все у саперов уходит несколько минут.

Казалось бы, путь свободен, но тут впереди оказывается целое минное поле. И здесь в ход сначала идут «кошки», которыми бойцы прочесывают участок и убирают установленные растяжки, а после этого они продолжают поиски с миноискателями. Каждую неприятную находку нужно обозначить специальным указателем, затем все они должны быть подорваны накладными зарядами.

К недолгому звону в ушах после взрывов бойцам не привыкать - это часть их профессии, которой они очень гордятся.

- Кому-то может показаться, что спецназ или ВДВ намного престижнее. Но я так не считаю. Ведь это о нас говорят: «В наступлении - первые, в отступлении - последние». Именно таким был мой дед в годы Великой Отечественной. Поэтому и я решил пойти по его стопам и стать военным инженером, - говорит командир саперно-инженерного взвода Александр Послов.

В 2012 году на полигоне Ашулук на протяжении шести месяцев его главными задачами были разминирование местности и уничтожение боеприпасов. С января по июнь он уничтожил и обезвредил более миллиона боеприпасов. Опасные операции по разминированию Александру проходилось проводить и в наших краях, например, в Никеле.

- Не нужно думать, что лежащая в земле находка из прошлого не таит в себе никакой опасности. На самом деле взрыв может произойти даже при малейшем столкновении снаряда с землей. В такие, на первый взгляд, рабочие, рядовые моменты сразу вспоминаешь родных и близких, но все равно нужно настроиться на выполнение задачи, - признается командир взвода Послов.

Во время подготовки к соревнованиям еще нет волнения, как в реальных условиях, да и ответственность не давит, поскольку эти результаты в зачет не идут. Так что не удивительно, что у саперов все получается настолько легко и быстро.

- Внешне все выглядит не слишком сложно, но этой легкости приходится добиваться долгое время. Здесь важна и теория, и отработка многих практических навыков, которые теперь приходится применять в комплексе. Каждое действие личного состава, экипажа расчета нужно довести до автоматизма, - отмечает командир отдельного морского инженерного батальона СФ Игорь Дячок. - Занятия боевой подготовки нам пришлось скорректировать под тренировки для прохождения «Безопасного маршрута». И личному составу еще есть над чем поработать.

А времени на оттачивание навыков осталось не так много - отборочный этап соревнований пройдет уже весной.

Ну а пока нужно без ошибок преодолеть оставшуюся часть маршрута. Когда наконец-то все мины обезврежены, возникает новое препятствие - земляные завалы и воронки от взрывов, предусмотрительно оставленные условным противником. Но и на этот случай имеется специальная тяжелая техника - путепрокладчик. Преодоление земляного или лесного завала для этой машины - рядовая задача. Такую бы технику да нашим коммунальщикам. Мы бы тогда навсегда забыли о снежной каше на проезжей части и тротуарах.

Не больше пяти минут потребовалось этой устрашающего вида машине, чтобы сделать пригодную для движения дорогу там, где никакого пути просто не было.

Последняя преграда перед финишем - противотанковый ров. Его ширина - шесть метров, длина - восемнадцать, глубина - свыше полутора. Это один из сложнейших этапов пути, на его преодоление уходит больше всего времени. И тут слаженность действий должен показать расчет тяжелого механизированного моста. Такая переправа может выдержать вес до 60 тонн, главное - правильно установить конструкцию. Как только колейный мост готов, бойцам остается переправиться по нему прямиком к финишу.

Отличие маршрута, который саперы отрабатывают на своем полигоне, от того, что им предстоит преодолеть на Международных армейских играх, лишь в протяженности. Каждый из этапов будет примерно вдвое больше. Но для тренировок важнее сами препятствия, а они абсолютно идентичны.

- По результатам первого этапа будут отобраны команды от соединения сухопутных береговых войск флота и отдельного морского инженерного батальона. На втором пройдут соревнования между подразделениями. А уже в июне лучшие команды Северного флота примут участие в Международных армейских играх на кубок начальника инженерных войск, - объясняет начальник отдела морской инженерной службы Владислав Анохин. - И наша задача - как минимум попасть в тройку призеров.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.02.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Снег согревает умелых
«Эскимосские игры», придуманные 22 года назад местными любителями зимних игр на выживание, уже стали признаком начала весны в Хибинах. Вот и в этом году долина возле озера Малый Вудъявр перестала быть безлюдной
Ледяная формула успеха
История этого рекорда схожа с сюжетом какой-нибудь спортивной драмы, где по закону жанра на пути героя постоянно возникают те или иные препятствия, но в финале он преодолевает все и побеждает

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
58,129069,766474,484373,1173
Афиша недели
Редкие птицы
Гороскоп на сегодня