19.03.2016 / Служу Отечеству!

«Железо», в котором душа

Сегодня исполнилось 110 лет подводному флоту России

Фото: Лев Федосеев

Стать покорителем морских глубин - не менее романтическая мечта, чем научиться летать. Наверное, поэтому подплав всегда считался элитой флота. За более чем вековую историю менялись поколения кораблей, их вооружение. Неизменными оставались только гордость моряков за профессию и любовь к своим кораблям, которые они хоть и называют «железом», но слово это произносят с теплотой.

Сегодня подводники Северного флота осваивают новое оружие и технику, маневрируют на различных глубинах, опускаются под лед, не на один месяц уходят в автономку. И, как водится у представителей большинства суровых мужских профессий, свой праздник у них - повод совсем не для отдыха, а, наоборот, - для демонстрации навыков, важных в такой непростой службе.

Буквально накануне юбилея экипаж атомной подводной лодки «Смоленск», что сейчас стоит у причала в Заозерске, показал, насколько он готов к выполнению привычных задач в море и к нештатным ситуациям.

Согласно легенде учений, в одном из отсеков начался пожар. С центрального командного пункта командир крейсера капитан 2-го ранга Андрей Харчиков (он на снимке) отдал приказ: борьбу за живучесть вести собственными силами, личный состав из отсека не выводить, а огонь ликвидировать с помощью противопожарной воздушно-пенной лодочной системы (ВПЛ).

В центральном командном пункте.

Ход событий подробно описывать не имеет смысла, потому что учения завершились довольно быстро. И в этом нет ничего удивительного. Ведь малейшее промедление может стать причиной распространения огня по всему кораблю, поэтому первое, что в случае возгорания нужно сделать, - сразу же загерметизировать отсек и доложить о случившемся на главный командный пункт.

- У нас счет идет на секунды, так что реагировать на все нужно мгновенно, - пояснил заместитель командира по работе с личным составом капитан 2-го ранга Виталий Сокол. - Члены экипажа, находящиеся в аварийном отсеке, должны закрыться в нем. И уже там, рискуя собственной жизнью, но обезопасив остальных, им нужно бороться с возникшей аварией.

Ну а дальше остается только успевать следить за докладами представителей экипажа:

- Загерметизирована переборочная дверь в пятый отсек! Загерметизирована носовая переборка! Создан рубеж обороны в носовой переборке отсека!

Постоянные тренировки по борьбе за живучесть помогли быстро, но без паники размотать катушку ВПЛ и с ее помощью ликвидировать пожар в замкнутом пространстве, а затем и проверить воздух на наличие вредных примесей. И вот звучит очередной доклад:

- Дыма в отсеке нет! Газовый состав в норме!

Результат вполне закономерен, потому что действия в случае самых разных чрезвычайных ситуаций на подлодке отрабатываются постоянно.

За ходом этих занятий наблюдал врио командующего Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов. Помимо борьбы за живучесть, он оценил подготовку каждого подразделения к бою и походу, отработку мероприятий повседневной жизни, пополнение всех видов запасов, организацию охраны и обороны подводной лодки на штатной стоянке у причала.

Николай Евменов.

- Это были не внезапные учения, а одна из проверок экипажей подводных сил флота, к которой они готовились, - пояснил врио командующего. - По итогам можно поставить «хорошо», потому что определенные недостатки все же есть. Но на их устранение потребуется около суток.

В том же, что касается подводных сил флота в целом, то и тут, как заверил вице-адмирал Евменов, жаловаться не на что:

- Мы получаем новые лодки, под них готовится инфраструктура во всех базах Северного флота. Но кроме этого, готовится и социальная инфраструктура для экипажей подлодок. Например, в Гаджиеве возводится микрорайон подводников. Три дома из восьми уже приняты. Вскоре будем принимать и еще один дом. А полностью строительство должно быть завершено к концу этого года.

Не секрет, что Северный флот - это своего рода перевалочный пункт для многих подводных кораблей, которые в наших непростых условиях проходят своего рода «курс молодого бойца». И делают это успешно.

Так, атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения четвертого поколения «Александр Невский» после всех этапов подготовки на СФ прошел подо льдами Арктики и вступил в строй Тихоокеанского флота.

Многоцелевая подводная лодка «Северодвинск» тоже прошла все виды ходовых испытаний и сейчас готовится к выходу в море. Уже в 2016 году АПЛ «Юрий Долгорукий» выполнил задачи подледного плавания. Кроме того, приходят на СФ и дизельные подводные лодки, которые флот готовит для черноморских соединений.

Но к другим морям и берегам отправляются не только корабли. Экипажи наших подводных крейсеров давно стали настоящей кузницей кадров для подводных сил страны.

Тот же Андрей Харчиков это подтвердил. Говорит, за 15 лет его службы на этом крейсере многие члены экипажа, получив здесь отличную подготовку, продолжали служить в других соединениях, на субмаринах нового поколения.

- Я понимаю стремление служить на более современных кораблях, но сам с лейтенантства прохожу службу на подводных лодках данного проекта. За годы душой прикипел к этому «железу». Поэтому менять проект не хочу и не буду.

Анна ВИХРОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.03.2016

Назад к списку новостей

Еще по теме

Снег согревает умелых
«Эскимосские игры», придуманные 22 года назад местными любителями зимних игр на выживание, уже стали признаком начала весны в Хибинах. Вот и в этом году долина возле озера Малый Вудъявр перестала быть безлюдной
Ледяная формула успеха
История этого рекорда схожа с сюжетом какой-нибудь спортивной драмы, где по закону жанра на пути героя постоянно возникают те или иные препятствия, но в финале он преодолевает все и побеждает

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,272167,357772,075770,1675
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня