25.07.2017 / Служу Отечеству!

В небо вернулся «летающий танк»

История второго рождения легендарного Ил-2 началась пять лет назад в озере Кольского полуострова

Фото: Сергей Ещенко
Вот так выглядел Ил-2 в июне 2012-го, пролежав семь десятков лет на глубине 17 метров.

Самый известный советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2 стал настоящим гвоздем программы Международного авиакосмического салона МАКС-2017. Он прошел в минувшие выходные в подмосковном Жуковском. Вновь поставленная на крыло боевая машина в течение нескольких минут кружила над аэродромом, поражая зрителей не только великолепным рабочим состоянием, но и фигурами высшего пилотажа. Сюжеты с полетом самолета, который конструкторы называли «летающим танком», а фашисты «черной смертью», обошли все федеральные телеканалы и собрали сотни восторженных комментариев в Глобальной сети. Однако за кадром осталась история второго рождения легенды российской военной авиации. А она имеет самое непосредственное отношение к Кольскому краю.
Самолет был обнаружен в декабре 2011 года на дне озера Кривое. Отправной точкой для организации поисков послужила история, которую рассказал своим детям пилотировавший эту машину летчик, кавалер многих боевых орденов Валентин Скопинцев.
Ил-2, входивший в годы Великой Отечественной войны в состав 46-го штурмового авиационного полка ВВС Северного флота, из-за повреждений, полученных в воздушном бою, не дотянул до аэродрома и произвел вынужденную посадку на замерзшее озеро. Случилось это 25 ноября 1943 года. Экипаж в составе младшего лейтенанта Валентина Скопинцева и воздушного стрелка Владимира Гуменного возвращался после бомбардировки аэродрома Луостари. Источники свидетельствуют об ожесточенности того боя. Противник оказал сопротивление и с земли, и с воздуха, советские штурмовики падали один за другим. У изрешеченной пулями и снарядами машины Скопинцева заклинило пушку, к тому же на хвосте сидел более маневренный мессершмит. Тяжелораненому стрелку Владимиру Гуменному удалось спасти и себя, и пилота, подбив «мессер». Но за несколько километров от своего аэродрома двигатель окончательно заглох. Экипаж выбрался, и оставшиеся три километра Скопинцев тащил Гуменного на себе. Лед не смог долго удерживать многотонную бронированную машину, и она ушла на дно. 


После выписки из госпиталя Скопинцев продолжил летать на Илах. Всего он совершил 50 боевых вылетов. Считалось, что для войны это очень много. Поскольку главная его задача - поддержка войск на поле боя, Ил работал на небольшой высоте, по нему стреляли даже из пистолетов.
В 2011 году поиски самолета инициировал сын летчика Олег Скопинцев. Следующим летом команда энтузиастов и поисковая группа «Икар» из города Заозерска подняли самолет с глубины 17 метров. Операция длилась почти неделю и завершилась 22 июня 2012 года.
Боевую машину отправили в Новосибирск. Сначала ею занимались в мастерских ООО «Авиареставрация», а затем - на площадях Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С. А. Чаплыгина. Проект восстановления поддержали ПАО «ОАК», Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина и Фонд содействия сохранению военно-исторических самолетов «Крылатая память Победы».
Впервые после реставрации «летающий танк» поднялся в воздух 16 июня нынешнего года под управлением директора СибНИА летчика-испытателя Владимира Барсука. Он же находился за штурвалом штурмовика и на МАКСе, продемонстрировав вместе с боевой машиной впечатляющий уровень технических решений советских военных конст-
рукторов и преемственность отечественной авиации.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.07.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,530575,923680,549873,4911
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня