18.02.2006 / Рубрика "Контакты"

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН

Мурманской организации Союза художников к всероссийским показам не привыкать. За плечами у каждого из местных авторов не один десяток таких выставок. Да и в областном художественном музее вошло в традицию принимать экспозиции лучших российских собраний. Но участие в праздновании юбилея Российской Академии Художеств для любой творческой организации - серьезный экзамен.

Двухсотпятидесятилетие отмечает Академия с размахом. По всей стране работают передвижные выставки: региональные объединения мастеров искусств демонстрируют свои достижения. Конечной целью станут невские берега. Там будут показаны самые значимые произведения участников проекта, туда, побывав вначале в Петрозаводске, отправятся и работы наших земляков.

До конца февраля академическую выставку могут увидеть мурманчане. На ней кроме работ местных авторов представлены произведения художников Сыктывкара и Архангельска. Масштабная экспозиция дает повод для серьезного разговора, помогает понять, чем сейчас живет искусство Северо-Запада России. Здесь есть о чем спорить, есть, что сравнивать.

Мурманские художники воспользовались правом хозяев и заняли лучшую, центральную часть зала. Гости оказались на периферии. Что ж, огромные полотна Арви Хуттунена, Александра Феофилактова, Николая Завертайло, конечно, "держат центр". Но многие из работ внимательному зрителю давно знакомы. Впрочем, авторы не собирались поразить зрителя новизной: в Северную столицу отправляется не самое новое, а самое лучшее.

Всякая экспозиция - это своеобразный текст, у которого есть своя тема, центральная линия, сюжет. Признаться, я не сразу определила для себя, о чем эта выставка, что она говорит зрителю. Слишком разнородны авторы, неравноценны работы. Думаю, все же объединяющая линия есть. Она связана с изображением родного края, любимого города. На гуашевых листах Е. Ермолиной Сыктывкар - типичная российская глубинка: нетронутый снег, сонные домишки, солнечные блики. Вокруг детской горки уже нет ребятни. Мир давно замер. Но красоты в нем не убавилось. Было бы только кому заметить ее. А вот А. Неверов запечатлевает краски осени - живые, сочные, яркие. В то же время акварель - удивительный материал в руках посвященного в ее тайны - придает пейзажу прозрачность настоящего осеннего дня, неба, умытого дождем, последнего солнечного луча.

Архангелогородцы привезли в Мурманск совсем иные работы - условные, метафорические. На батиках Л. Кузнецовой мир вращается в бешеной снежной карусели: искры, фонари, белые хлопья, лоскуты неба. К слову, гости порадовали разнообразием техник: тут и текстиль, и литография, и скульптура, и керамика. Хозяева были не столь щедры на эксперимент. Батики и гобелены Татьяны Черномор и Виктории Зубицкой постоянно участвуют в различных экспозициях, а вот новых имен в декоративно-прикладном искусстве давно не звучало.

Мурманчане видят свой город лирически. Татьяна Ковалева изображает то самое первое новогоднее утро, когда улицы пустынны, иллюминация еще горит, но волшебство праздника кончилось. И точно схвачено "январское" чувство собственной неуместности в нетронутом мире, на нетронутом снегу ("Серое утро"). Критически оценивает городской пейзаж Михаил Лапин. "День города" - "праздничное" название подчеркивает печальное однообразие серых крыш и безрадостного неба, на котором даже солнце - кисло-лимонного цвета. Но прозрачный туман на горизонте опускается на мир пеленой, и вопреки логике понимаешь, что этот провинциальный городок пронзительно хрупок и красив.

Теплый свет льется из чужих окон на заснеженные улицы, изображенные Сергеем Чеботарем ("Вечер"). Этого света хватит, чтоб согреть маленьких прохожих. И в этом мире хочется жить.

Так выдерживается авторами единство содержания. Что же касается формы, то она, к сожалению, не всегда удачна. Графика, безусловно, представлена достойно всеми участниками. Живопись небесспорна. Слишком близки к самодеятельности монументальные полотна из Сыктывкара (триптих на военную тему - на грани китча), слишком вторичны работы архангелогородцев, претендующие на необычность. Знаменитые "Рабочий и колхозница" Мухиной - символ советской эпохи - выдержали столько атак и пародий нового искусства, что оригинальности в этой теме добиться трудновато. Даже если изобразить их в виде гвоздиков и шурупчиков (Д. Трубин. "Посвящение Мухиной").

Так что экспозиция дает достаточно поводов для спора. Однозначной, как на экзамене, оценки здесь быть не может. Впрочем, в этом и ее достоинство, выделяющее из череды "юбилейных мероприятий". Для художников же это лишь первый этап проекта. Серьезное испытание ждет их в Петербурге, ведь там возможностей для сравнения и анализа будет больше. А значит, возникнут и новые вопросы. Ведь, по большому счету, для автора экзамен не кончается никогда. И самый серьезный экзаменатор - он сам.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.02.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня