01.07.2006 / Рубрика "Контакты"

МОЛОДОЕ КИНО: ПОБЕГ В НЕЗНАЕМОЕ

Молодой российский кинематограф известен немногим знатокам. Мурманским киноманам повезло. Фестиваль "Сталкер за полярным кругом" привез на Север пять картин, которые в широкий прокат пойдут нескоро. О чем снимают молодые? О сверстниках, современниках - о том, что их волнует и занимает. Так какой же он - новый герой, к чему стремится, от чего бежит?

Лейтмотив картин - отчуждение, заброшенность. Сиротство. Сиротами остались наркозависимые брат и сестра в "Городе без солнца" Сергея Потемкина. Беспризорники - главные герои картин "Ловитор" Фархота Абдуллаева и "Парниковый эффект" Валерия Ахадова, единственного режиссера старшего поколения на заполярном "Сталкере". Лишен родных и родины Фартовый - герой одноименной ленты Владимира Якунина (по мотивам повести Владимира Высоцкого "Черная свеча"). Он сидит в лагере по знаменитой 58-й статье - как "враг народа". Персонажей "Собаки Павлова" Екатерины Шагаловой (дочери известного киносценариста Александра Миндадзе) родители сдали в психушку, чтоб не мешали личной жизни взрослых.

Что делать сироте, чтоб выжить? И стоит ли вообще жить? Каждый решает по-своему. В большинстве случаев побеждает сильная, здоровая человеческая природа. Вопреки всем социальным невзгодам. Фартовому сила духа и тела не позволяют сломаться. На золотых приисках он организует ударную бригаду, делает за месяц триста процентов плана - и досрочно освобождается, снискав уважение лагерного начальства и, попутно, встретив любовь. Честно сказать, лента напомнила соцреалистические картины о стахановцах и комсомольских стройках.

Про современность снимают сложнее и мрачнее. В фильме Потемкина художник-авангардист Алекс (Сергей Безруков) умирает от СПИДа, а его сестру Люси (Юлия Маврина) пытается спасти влюбленный в нее преуспевающий инженер Егор (Максим Аверин).

Молодой режиссер, разговаривая со зрителями, признался, что проблема наркомании всерьез волнует его. Он уверен: наносное, вредное человек может сбросить, найдя чистый исток народной жизни. С этим тезисом не поспоришь. А вот кино получилось спорным. Скорее публицистическим, чем художественным.

Наркоманы здесь все как один очень страшные (их непрерывно мучает ломка), Петербург - мрачней, чем у Достоевского, художники - безнравственные прожигатели жизни, девушки - сплошь красивые и доверчивые, батюшки в деревнях источают благость, а путники на дорогах непременно осеняют героиню крестом со словами: "Храни вас Бог". До конца не покидает ощущение переслащенности, как от засахаренного варенья.

А вот Екатерине Шагаловой удалось, взявшись за опасную, на грани фола, тему (любовь в сумасшедшем доме - куда уж дальше!), пройти по краю с тактом и умом. Фильм получил Гран-при фестиваля "Сталкер" и премию "Лучший дебют" на выборгском фестивале.

Герои "Собаки Павлова" - пациенты психбольницы. Максим и Ксюша влюблены друг в друга. Родители давно отказались от "неудобных" детей. Нянечки щедры на хлесткие выражения, а то и на пощечины.

- Не пойдешь на уборку - языком коридор заставлю вылизать!" - кричит "трудной" Ксении воспитательница. Та не реагирует - привыкла. Ей все равно. Самая страшная угроза - попасть в "двадцатку" - некую лечебницу № 20, в которой не разговаривают - сразу бьют.

В фильме нет классического развития сюжета - от завязки к кульминации. Это, скорее, зарисовки. День за днем. Скандалы и примирения, горе и радость. Конфеты за пазухой, ночи, когда так страшно и одиноко, что впору закричать. Казенные облупившиеся стены, вонючая каша, которая вечно пригорает (все узнаваемо до запаха). Во дворе нелепая статуя с отбитой ногой. Скрежет лопат - идет уборка территории. Мычание идиота Вовочки - сына той самой хамоватой воспитательницы.

И белый-белый снег. И красная кровь. И счастливый смех. Счастливый, потому что герои вопреки всему нашли любовь. Для нее ведь нет преграды - где хочет, там и живет.

Ее света хватает на всех - рядом с Ксюшей и Максимом легче становится и несчастному Вове, и Макаренко - потерявшему рассудок школьному учителю, тезке великого педагога. Особая удача фильма - актерские работы. В маленькой полуторачасовой ленте, снятой всего за три месяца, нет второстепенных героев, каждый - отдельный сюжет.

- Пару лет назад в такое учреждение попала моя подруга, - рассказывает Шагалова. - Навестив ее, я поразилась: почему они - там, а мы - здесь, на свободе. Многие из них гораздо нормальнее нас!

Здесь преломились мотивы чеховской "Палаты № 6", где пациенты и врачи порой меняются местами. И все же "Собака" - это очень доброе кино. Зрители - полный зал - уходили со светлыми лицами. Хотя и со слезами на глазах. Произошло то, что греки называли катарсисом, - очищение через сострадание героям.

Как видим, на фестивале зрителю предложили пять зарисовок беспощадной современности. Но режиссеры, начинающие свой путь на "Сталкере", продолжают традиции гуманистического советского кино. Для них человек - во главе угла. Поэтому при всем ужасе, запечатленном на пленке, выход - есть.

Раскрываются двери тюрем и психушек, стелется впереди дорога, до самого горизонта. И никто не догонит и не вернет назад. Впереди свобода.

В "Парниковом эффекте" Валерия Ахадова - на мой взгляд, одной из лучших картин фестиваля - беспризорники мечтают о Греции. Там якобы живут чьи-то бабушка и дедушка, там сказочно хорошо: тепло и везде растут "абрикосы и эти, как их, - оливки". На Грецию всерьез собирают деньги. Работают до отупения. Пока не приходит любовь.

Нелепая девица из провинции, приехавшая в столицу на поиски отца своего будущего ребенка (Елена Полякова) остается на вокзале без денег и документов. И безымянный герой лет тринадцати (Александр Якин, дебютировавший в "Возвращении" Андрея Звягинцева) не может не помочь. Возится с ней. Тратит все скопленные деньги. Балует. Кормит. Заботится. И наконец отправляет в Грецию вместо себя: "Делай, как я сказал, а я - приеду!" И она верит. И я - верю. Авторам удалось редкое - создать убедительного современного положительного героя. Без страха и упрека.

Герои всех пяти лент в финале выбирают побег - давний российский мотив, причудливо меняющийся от пушкинского "Давно замыслил я побег..." до "хрустальной мечты" Остапа Бендера - Рио-де-Жанейро.

Новый киногерой способен бороться за себя, но не станет преображать мир. Просто уйдет. Скроется. Покинет дом, город, страну. И это значит, беспризорность и одиночество никуда не делись.

Но побег совершен, человеку достается свобода. Это и награда, и испытание. Чем она обернется - раем на земле с апельсинами и оливками? Гибелью? Просто побегом от самого себя? Каждый решает сам.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.07.2006

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня