27.03.2008 / Рубрика "Контакты"

Дети Арктики в четырех измерениях

Их проблемы совместно изучают россияне, норвежцы, финны и шведы

Фото: Ещенко С. П.

Сотрудничеством с зарубежными партнерами россиян, в том числе и северян, нынче вряд ли удивишь. И все-таки Мурманский государственный педагогический университет может гордиться. Он стал первым и пока единственным вузом на Северо-Западе, которому Евросоюз напрямую передал деньги на реализацию международного проекта, уйдя от обычной схемы финансирования - через западных участников.

ТЕОРИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ПРАКТИКОЙ

Совместно с коллегами из других стран в МГПУ сейчас реализуется девять проектов самой разной научной направленности. И один из ведущих - "Дети Арктики", или, как звучит его полное название, "Психосоциальное благополучие детей и подростков Арктического региона".

Он объединил усилия мурманчан с партнерами из Лапландского университета (Рованиеми, Финляндия), Финнмаркского университетского колледжа (Альта, Норвегия) и Технологического университета (Лулео, Швеция).

Проводимая работа имеет отношение к социальной педагогике - новой, заметим, для россиян науке. Статус таковой она обрела в нашей стране только в 91-м году. Но, как подчеркивают мурманчане, они не ставили перед собой чисто научных целей, оторванных от практических задач. Все как раз наоборот.

- "Дети Арктики" - пример того, как теория встречается с практикой, - подчеркнула начальник международного отдела МГПУ Инна Рыжкова. - Именно так, кстати, будет называться вторая глава учебного пособия, которое мы готовим. Важно, что в понимании предмета мы уходим от штампов. Говорим о психосоциальном благополучии и здоровье одновременно. Для нас важна ситуация в комплексе: с медицинской, психологической, социальной и образовательной точек зрения.

Скандинавских соседей эти вопросы волнуют не в меньшей степени, чем нас, поскольку проблемы, мешающие этому самому благополучию, есть у всех. Но у каждого - свои. В Норвегии, например, где сейчас проживает значительное число выходцев из других стран - африканцев, вьетнамцев, китайцев, русских и прочих - в школьной среде возникает немало сложностей межэтнического характера. У шведов болезненный момент - психологическое насилие между подростками. Ну а в России нынче на первом плане - раннее приобщение детей к алкоголю и наркомания.

Тема, заявленная проектом "Дети Арктики", может найти отклик и в других странах.

- Если расширить сеть участников, как мы и планируем сделать в будущем, то общность проблематики выявиться абсолютно точно, - заметила Инна Рыжкова.

Где искать решение, у россиян представление традиционное: воспитывать ребенка и бороться за него должны как семья, так и школа - сообща. Заметим, для других стран такой подход привычным не назовешь. На Западе стараются не вмешиваться в воспитание ребенка в семье.

Но несмотря на разность проблем и подходов к ним, эффект от совместных усилий возможен. Партнеры по проекту как одну из сильных сторон россиян отмечают занятую ими позицию.

- Сотрудничая, мы не противопоставляем нашу страну другим. Всегда пытаемся найти общее и в культурах, и в образовательных системах, - пояснила Рыжкова. - Но понимание существующих особенностей и отличий важно, оно становится основой для создания новых знаний для наших учителей.

В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ

Базовыми площадками для реализации проекта на российской стороне стали три учебных заведения: мурманская школа № 3 и две ловозерских - средняя и школа-интернат.

- Это сложившиеся профессиональные коллективы, которые систематически работают над проблемой психосоциального благополучия детей, - отметила Инна Рыжкова.

Прежде чем начать разрабатывать методики и технологии, участники проекта провели исследования, выявляя болевые точки, на которые необходимо направить практические усилия. Заметим, что результаты констатирующего эксперимента вошли в учебное пособие "Школа, культура и благополучие", изданного (правда, пока еще только в английском варианте) с ориентировкой на учителей, родителей, преподавателей вузов.

- Чем хороша эта книга - в ней представлена сравнительная картина, касающаяся всех четырех стран, - отметила старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы, заведующая лабораторией социальных исследований МГПУ Елена Шовина.

Одним из практических шагов стала серия семинаров с учителями базовых школ.

- Мы находимся в одной упряжке и должны заниматься проблемой вместе. Семинары - это, скорее, не обучение, а процесс взаимодействия, - подчеркнула Елена Шовина. - Учителя что-то дают нам, поскольку они ближе к детям, к школьным реалиям, а что-то мы даем им, так как ближе к науке, теоретическим подходам. Нужный результат рождается как раз при соединении наших усилий.

Целый блок совместных занятий был посвящен профилактике наркомании в детской среде.

- Он включал как общие представления о наркологических заболеваниях, так и нормативно-правовые вопросы - имеет ли школа вообще право заниматься профилактикой наркомании? И должна ли этим заниматься? Не секрет, что учителей сейчас эти вопросы волнуют мало, - говорит Елена Шовина. - На самом же деле есть ряд документов, которые регламентируют ответственность школы за осуществление такой деятельности. Она обязана заниматься как профилактикой преступности среди несовершеннолетних, так и профилактикой употребления ими психотропных веществ.

В рамках проекта педагогам базовых учебных заведений довелось побывать в школах Швеции и Финляндии.

- У них была возможность поприсутствовать на уроках, посмотреть, как проходят родительские собрания, как организована там досуговая, или, как у нас говорят, внеклассная работа. Для наших учителей это очень позитивный опыт, - отметила старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ Татьяна Тегалева.

Итоговым результатом практических наработок исследователей станет учебное пособие, где собран разнообразный опыт участников проекта, включающий в себя и конкретные методики работы по повышению психосоциального благополучия детей и подростков. Издание предназначено в помощь учителям, преподавателям высших учебных заведений, студентам. И на этот раз пособие готовится к выпуску уже на двух языках - английском и русском. Осуществят его соответственно Лапландский университет и Мурманский педагогический. У нас оно должно появиться в конце апреля.

КТО НЕ СОМНЕВАЕТСЯ - ТОТ ПОБЕЖДАЕТ

Проект "Дети Арктики", можно сказать, уже на финишной прямой. А началось все пять лет назад с участием двух сторон - российской и финской. Работу тогда возглавил Мурманский гуманитарный институт. Педагогический (в то время еще тоже институт) был представлен всего одним человеком - Татьяной Тегалевой. И держался проект на энтузиазме участников - никакого финансирования у него не было.

Два года спустя функции координатора взял на себя педуниверситет. Он не просто задумался о получении денег на дальнейшую работу, но решил взять планку выше - обрести в этом отношении финансовую независимость.

- Решили, что имеем право претендовать и на это, поскольку профессионально сильны, - прокомментировала возникшую идею Инна Рыжкова и припомнила, как ее встретили в Москве. - Представители Еврокомиссии говорили мне: " Пусть лучше деньги придут финнам, и они будут отчитываться. Для вас это сумасшедшие средства. Зачем вам нужны финансовые проблемы? Опыта нет, вы не зарегистрированы в Брюсселе, по российским меркам вы - небольшой вуз. Процентов 99, что финансирования не получите..."

Но мурманчане его получили. Свыше 100 тысяч евро. Причем средства в размере десяти процентов от выделенной суммы, как это предусмотрено правилами программы ТАСИС (в рамках которой состоялось финансирование), выделил МГПУ.

- Для нас это, конечно, был риск, - призналась Инна. - Но кто сомневается - тот проигрывает. Мы не сомневались в успехе и потому достигли его. Получили контракт на финансирование, прошли регистрацию в Брюсселе.

В этом смысле проект "Дети Арктики" - уникален. Наши земляки не только двигали вперед науку, но и доказали, что вполне способны самостоятельно распорядиться "европейскими" деньгами. Доказали первыми среди вузов Северо-Запада России.

Стоит отметить и еще один очень важный момент. Без которого, собственно, никакого финансирования не состоялось бы вовсе.

- Евросоюз признал, - отметила Елена Шовина, - что этот проект значим не просто для одного отдельного города или страны, но для всего европейского сообщества.

Фото: Ещенко С. П.
Татьяна РЯЗАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.03.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,180776,720479,533073,2334
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня