24.07.2009 / Рубрика "Контакты"

И у нас есть нефть и газ

Делегация из Мурманска в Канаде. Слева направо: торговый уполномоченный департамента международной торговли Канады Кейт Уоррен, Евгений Никора, Сергей Смитюшенко, Евгений Галкин, Григорий Стратий, почетный консул РФ в Канаде доктор Джон Стюарт Дюррант.

Порт рядышком, да не дотянешься

Из моих окон виден залив. Он совсем рядом, и родные или друзья, которые приезжают в гости впервые, непременно с ноткой зависти замечают, какое у нас замечательное место для прогулок - набережная… И только при более близком знакомстве с Мурманском эта зависть сменяется разочарованием. Вся наша набережная - пятачок открытого берега у морского вокзала.

Возвращаясь из других приморских городов, всегда испытываю некую обиду, глядя из вагонного окна на серые строения, скрывающие берег практически целиком. Понятно, что во время строительства заполярной столицы все было подчинено исключительно экономическим целям. Рыбной отрасли требовались рыбный порт и перерабатывающий дары моря комбинат, добывающей - порт торговый и соответствующие здания. Поближе к портам протянули и железнодорожное полотно… Возводился наш город, похоже, без учета того, что люди должны здесь не только работать, но и комфортно жить.

Сегодня, когда идут разговоры о большой нефти и добыче газа, некоторые опасаются, что это еще более усугубит ситуацию. Хотя опыт нефтедобывающих приморских городов Норвегии, Канады и других стран говорит об обратном…

Не так давно делегация из Мурманска во главе со спикером областной думы Евгением Никорой и первым заместителем губернатора Сергеем Смитюшенко побывала в Канаде.

- Опыт канадского Сент-Джонса, так же как и Ставангера, Абердина и других подобных городов, показывает, как стремительно «на нефти и газе» можно вырасти от рыбацких поселков до современных городов, - поделился впечатлениями генеральный директор ассоциации «Мурманшельф» Григорий Стратий. - Речь идет о морской добыче углеводородов. Пока в России она не развита, и у Мурманска есть шанс стать центром новых технологий в этой сфере. Это - наша задача, цель на ближайшие годы и десятилетия. Если все, что намечено, пойдет по планам, уже в следующем году будет дан старт практическим работам, и мы сможем более уверенно говорить о завтрашнем дне и Мурманска, и региона в целом. Как житель Мурманска я тоже мечтаю, чтобы здесь была красивая набережная, привлекающая как место отдыха не только самих северян, но и гостей города, туристов…

У моря, у самого моря…

Но наш порт, увы, закрытая зона. Каждый, кто бывал в зарубежных портовых городах, мог беспрепятственно бродить вдоль берега, рассматривая стоящие у причалов корабли. Да и в большинстве российских портов, как правило, есть протяженные набережные для прогулок. Они являются своеобразной изюминкой, придают городам особый колорит и привлекательность.

Когда лет 15-20 назад в Сент-Джонсе начала развиваться нефтегазовая промышленность, очень многие жители этого города и всего острова Ньюфаундленд опасались, что это помешает развитию туризма, поскольку считали, что это несовместимые направления. Туристов всегда привлекали в Сент-Джонсе айсберги, возможность порой понаблюдать за китами, экологическая рыбалка и многое другое. Поэтому жители были встревожены возможным отрицательным влиянием нефтегазовой отрасли на экологию.

Все их страхи остались в прошлом. Более того, это подхлестнуло туристический бизнес. Прежде всего потому, что в регион пришли и обустроились там всерьез и надолго крупные нефтегазовые компании. Они стали открывать приличные офисы, покупать и строить жилье для своих сотрудников, развивать гостиничный бизнес. Появилась необходимость проводить переговоры, приглашать многочисленных гостей. Ведь любой бизнес предполагает кроме официальной части таких встреч и организацию досуга. Конечно, приезжают деловые люди прежде всего решать серьезные вопросы, но переговоры, как правило, продолжаются в ресторанах. Гости знакомятся с городом, его достопримечательностями.

- Очень интересен в этом плане и опыт Хельсинки, - продолжает директор «Мурманшельфа». - Там всю грузовую часть порта перенесли в пригород, построив практически заново. А центр Хельсинки расчистили, освободив для жилой застройки, зон отдыха. Естественно, это требовало немалых затрат. Во время прошлогоднего визита, связанного с презентацией Мурманской области, нас возили в новый порт. Пока у нас речь о таком шаге не ведется. В Мурманске исторически все так застроено: город отделен от порта наглухо, железной дорогой, заборами. Но я уверен, что хотя бы что-то можно изменить. Убрать, например, Прибрежный рынок. Благоустроить эту территорию и сделать прекрасную зону отдыха. Пожалуй, это единственная возможность для жителей областного центра получить настоящую набережную. Тем более что неподалеку - одна из главных наших нынешних достопримечательностей - мост через Кольский залив.

Конечно, при таком решении там можно развивать сферы и услуг, и развлечений. Откроются рестораны - плавучие и неплавучие, гостиницы. Все это может стать весьма привлекательным… Наверное, действительно было бы здорово, если бы вместо нынешней серой мрачноватой территории с разбитой дорогой появилась зона отдыха горожан. Как известно, в правительстве Мурманской области этот вопрос активно обсуждается. Есть надежда и на то, что проект освоения Штокмана поможет такие планы реализовать, прежде всего финансово.

Город, «окрашенный нефтью»

По словам участников делегации, во время поездки в Канаду было проведено много полезных встреч.

- Мы старались подходить к встречам с максимально практической стороны, - соглашается с Григорием Стратием еще один участник поездки, начальник управления международного сотрудничества аппарата правительства области Евгений Галкин. - На все смотрели сквозь призму применения у нас в регионе. Например, нельзя не обратить внимания на замечательный научный комплекс, созданный в Сент-Джонсе на базе местного университета. Там работает ряд научных учреждений, ведущих изучение Арктики. В частности, очень серьезно изучаются айсберги и их влияние на нефтедобычу. Даже в специальном бассейне, где создаются условия для практической части исследований, лед наращивают снизу, как и у этих природных глыб. Красив и город, растянувшийся вдоль побережья. Живут люди в основном в частных домах. А в высотных зданиях располагаются, как правило, офисы. Кстати, нынешние разноцветные дома Сент-Джонса тоже «окрашены нефтью». У его жителей просто стало больше средств благодаря развитию этой отрасли. Говорят, прежде город был в основном серым.

Многочисленные кафе, бары, гостиницы, набережная привлекают внимание и располагают к отдыху. Сюда хочется вернуться вновь… У нас же пока, к сожалению, и показать особо нечего, кроме Алеши да по дороге к этому памятному месту - храма Спаса на Водах, появившегося не так давно. Нет хорошей набережной, как, например, в Архангельске, Петрозаводске, чтобы погулять, отдохнуть, посидеть в кафе или ресторанчике с хорошим видом… Этого нам очень не хватает.

Остается надеяться, что развитие нефтегазовой отрасли и у нас повлияет на развитие города. Прежде всего, конечно же, прибавкой средств на его благоустройство. Увеличится доходная часть бюджетов: регионального и муниципальных. Заработают компании - участники реализации проекта. Губернатор Дмитрий Дмитриенко поставил задачу перед компаниями, которые намерены участвовать в проекте, открывать филиалы здесь и становиться налогоплательщиками. Появятся новые рабочие места, люди станут зарабатывать очень приличные деньги, которые, в свою очередь, будут тратиться здесь же. Допустим, Сент-Джонс за последние 10 лет получил очень бурное развитие. Населения же там, включая все пригороды, - 180 тысяч… При этом имеются современный аэропорт, шикарный университетский комплекс, множество гостиниц. У нас, как известно, их на пальцах можно перечесть.

- Когда в Канаде началось развитие шельфа, федеральное и региональное правительство подписали своеобразное соглашение, в соответствии с которым был создан фонд развития шельфа, - продолжает рассказ о поездке Григорий Стратий. - В этом фонде было аккумулировано около 400 миллионов долларов. Средства направили на инфраструктурные проекты по Ньюфаундленду. Построен в конце 80-х - начале 90-х годов завод по сборке бетонных нефтяных платформ. Значительная часть денег вложена в научную и образовательную сферу. Возведены современные корпуса местного университета. Их соединили с существующими красивыми переходами, поскольку климат и там достаточно суров. Это целый комплекс, объединенный не только архитектурно, но и по целевому назначению. Открыт тренажерный центр, центр исследования Арктики.

Со Штокмановским тесно связан и другой грандиозный проект - развитие Мурманского транспортного узла. Несмотря на мировой экономический кризис, оба проекта шаг за шагом приближаются к началу конкретных работ.

Немалые надежды возлагаются и на строительство завода по сжижению природного газа в районе Териберки. Этот вопрос волнует прежде всего местных жителей. Поначалу тут тоже возникали немалые опасения по поводу его влияния на экологию.

Руководитель компании «Штокман Девелопмент» Юрий Комаров неоднократно говорил, что строительство завода не затронет традиционных рыболовных промыслов. Партнеры по проекту намерены применять самые современные технологические решения. Завод планируется возводить примерно в 10-12 километрах от поселка, рядом разместится порт. На встрече, состоявшейся с жителями Териберки в прошлом месяце, обсуждался объем предстоящих работ для выполнения ESIA - стандарта Международной Финансовой Корпорации по оценке воздействия на окружающую среду и социальную сферу. Отмечалось, что компания, ответственная за это строительство, ведет целенаправленную политику по снижению возможных рисков и минимизации возможных воздействий на окружающую среду.

Фото:
Делегация из Мурманска в Канаде. Вид на город с вершины сигнального холма.
Фото:
Делегация из Мурманска в Канаде. Торговый порт города Сент-Джонс.
Фото:
Делегация из Мурманска в Канаде.
Юния ВАЛАМИНА

Опубликовано: Мурманский вестник от 24.07.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня