28.04.2010 / Рубрика "Контакты"

Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!

Фото: Федосеев Л. Г.
На выставке Ане Лан.

Два транспортных контейнера, снаружи напоминающие вагончики строителей, разместились напротив областного художественного музея. Неужели он готовится к реконструкции? Оказывается, нет. Просто расширяет свою территорию, а заодно - и зрительские представления о том, что такое искусство. Железные вагончики - вместилище выставки «Арктические кочевники», на днях открытой в Мурманске в рамках Дней Норвегии.

Странники, не знающие покоя, занятые вечным поиском себя, - такими видят нас, северян, современные художники. Заполярным странствиям человека XXI столетия и посвящена необычная выставка с говорящим названием. Ее авторы - Ане Лан и Сергей Шутов, два знаменитых в мире концептуального искусства персонажа. Норвежский и российский авторы - постоянные участники самых престижных бьеннале. В четыре руки они выступают впервые, представляя два параллельных, объединенных общей идеей и названием проекта.

Многие ли имеют право называть себя коренными жителями приарктических областей - как в России, так и в Европе? Большинство из нас принадлежит от силы ко второму поколению рожденных в Заполярье, наши предки - пришлые люди, покорители Севера или его случайные гости. Странствуем и мы: уезжаем, возвращаемся, меняем место жительства, ищем свой путь, прокладываем маршруты на собственных картах, мечемся... Кочевники. Странствуем не только в буквальном, географическом смысле, но и в социальном, культурном. Редко кто идет одной проторенной дорогой - меняются социальные роли, политические пристрастия, идеология. Никто не стоит на месте. Отсюда и контейнеры, заменившие собой выставочные залы. Ведь если человек постоянно в пути, то и дом становится лишь временным пристанищем. Понимание дома как родового гнезда утрачено, ему на смену может прийти что угодно, вплоть до железного ящика.

Ане Лан и Сергей Шутов по-разному рассуждают об этом. У них несхожие творческие языки. Под женским псевдонимом Ане Лан скрывается мужчина, Эйвинд Рейерстад. Он много лет работает в жанре перформанса, его выступления посвящены поискам национальной, культурной и гендерной идентичности. Рейерстад - Ане Лан появляется перед публикой и объективом фотокамеры в женских нарядах разных народов его героини то яростно сжимают автомат, то, не менее страстно, банковскую карту, примеряют бабушкину фату и пытаются закрасить синяки, оставленные буйными мужьями...

Серия фотографий, представленная в Мурманске, запечатлела скандинавских женщин, занятых на типично мужских работах. Рыбообработка, добыча краба, обслуживание буровой, охрана границы... Автор, изрядно загримированный и одетый в ту же униформу, что и его героини, присутствует на каждом снимке. Грань между мужским и женским стерлась, социальные роли перемешаны - об этом в чуть иронической манере говорит концептуалист.

Есть среди работ цикла и откровенно шутливая: Ане Лан снят(а) с сотрудницами агентства «Девушки на мосту», постоянными организаторами совместных российско-норвежских творческих проектов, которые и привезли в Мурманск «Арктических кочевников». Хоть их работа внешне не имеет специфической гендерной окраски, зато подчас заменяет труд сотен мужчин-дипломатов: девушки «строят мосты» между двумя странами-соседками.

Москвич Шутов известен широкой публике как художник знаменитой соловьевской «Ассы». Нонконформист, мастер видеоарта, он, будучи ярким представителем «искусства не для всех», при этом стал модным художником, посещать выставки которого - признак хорошего вкуса. Впрочем, в отличие от многих собратьев, для которых популярность стала губительной и перевела их произведения в разряд почти что массовой культуры, у Шутова форма не преобладает над содержанием. Его произведения - метафоры, символы, притчи, а иногда просто забавные истории.

Таков «Космический свет», показанный в Мурманске. На полу контейнера небрежно набросаны оленьи шкуры. На этом аскетичном ложе зрителю предлагается расположиться и... посмотреть на звезды. Они совсем рядом, на экране, занимающем весь потолок. Ощущение - будто крышу действительно «снесло»: прямоугольник над головой - окно в иной мир, спокойный и гармоничный. На синем небе то тут, то там вспыхивают, движутся звезды, все больше, все ярче, все ближе.

Идея автора заключается в том, чтобы установить на околоземной орбите систему зеркал. Отражаемый свет компенсирует землянам нехватку солнца и развеет мрак полярной ночи. Подтекст понятен: чтобы развеять мрак в душе, нужно почаще смотреть на звезды - в прямом и переносном смысле. Эти маячки приведут человека-странника в тихую гавань и осветят путь к самому себе. Дальше развивать тему можно сколько угодно, ассоциаций - целый букет. Тут и любимый Шутовым Маяковский, с его «Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!», и Кант со знаменитым «звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня»...

Кстати, идея освещать Землю с помощью гигантских зеркал - не из области курьезных. Она вполне серьезно разрабатывается учеными со времен первых достижений в космонавтике. В наше время было проведено несколько экспериментов со светоотражателями для освещения районов нефте- и газодобычи. Ожидаемого результата они пока не дали, однако направление продолжает разрабатываться и в России, и в США. Как знать, возможно когда-нибудь в космосе все же появятся десятки солнечных зайчиков, которые и впрямь рассеют полярную ночь.

Впрочем, может быть, главное не это. Главное просто сидеть в крошечном контейнере почти на краю мира, на полу, на оленьих шкурах, пить горячий глинтвейн (он полагался каждому пришедшему на открытие) - и, забыв обо всем на свете, смотреть на звезды...

Фото: Федосеев Л. Г.
А над головою - звезды...
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.04.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня