Пировали - веселились

В нашу редакцию обратились две подруги-пенсионерки. Они попали на удочку мошенников, от которых обе вышли с кредитными договорами на 170 тысяч рублей каждая. Теперь ходят по инстанциям: отдел защиты прав потребителей, полиция, прокуратура, региональная общественная приемная председателя партии «Единая Россия»... В ОНФ собирались заглянуть, ну и редакцию газеты стороной не обошли.

- Пусть другие люди прочитают, как нас обманули. Может, кого-то это предостережет, - объяснили они свой визит в «Мурманский вестник».

А произошло вот что. Однажды Анне Ивановне* позвонила вежливая, радушная, приветливая женщина из какой-то там оздоровительной фирмы. И пригласила на открытие массажного салона в Мурманске. Будут, мол, подарки, призы... Предложила прихватить с собой подругу. И еще подсказала, чтобы обязательно взяли паспорта: они потребуются, чтобы зарегистрироваться в качестве посетителей презентации салона и, соответственно, иметь возможность участвовать в розыгрыше призов.

Анна Ивановна пригласила свою хорошую знакомую Татьяну Николаевну, и они отправились в указанное время и по указанному адресу в массажный салон.

Встретили их очень ласково, но в первую очередь зарегистрировали, записав данные паспортов.

- Нас усадили и начали рассказывать про массажные накидки на кресла. Предложили даже испробовать их на себе. Татьяна попробовала, ей понравилось. Мужчина, который выступал перед нами, все говорил и говорил. Он объяснил, что сейчас на разных площадках Мурманска проходит 14 презентаций этих накидок. Общее количество участников большое, а разыгрываться будет всего 20 подарков. Имена счастливчиков должен выдать компьютер, куда загрузили данные паспортов пришедших. А на экране нам показали подарки: кофе-машина, телевизор, массажная накидка на кресло, подушки, одеяла, ручной массажер, ручной пылесос, еще что-то, - вспоминала события этого дня Анна Ивановна.

Сначала в числе выигравших мелькнула фамилия Татьяны Николаевны. Ее прямо завалили подарками: одеяло с подушками, пылесос, ручной массажер... Такой же набор подарков выиграла и Анна Ивановна. Но, как оказалось, все это богатство можно получить совершенно бесплатно только в случае, если вы покупаете массажную накидку на кресло, которая стоит 168 тысяч рублей. Цена немалая, и, чтобы смягчить финансовый удар, участнику всей этой операции выдается дисконтная карта на 50 тысяч. И всего-то остается заплатить 118 тысяч! Ну а если пенсионерки такой суммой не располагают, то «мы сделаем так, что это будет не очень заметно», как сказали организаторы действа. «Рассрочка», - подумали наши героини... И согласились. Ведь эти чудо-накидки, как они полагали, могли оздоровить не только их самих, но и членов семей.

Обласканные, ошалелые, с кучей подарков и договором на получение потребительского кредита каждая из подруг была усажена в такси заботливыми устроителями презентации - такси уже оплачено! - и отправлены домой с пожеланиями здоровья, счастья и т. д.

Подсчитали - прослезились

Дома наши дамы внезапно протрезвели. С глаз словно пелена спала, в ушах больше не раздавались медоточивые голоса, заставляющие делать ненужные копеечные покупки за бешеные деньги. Мозг вновь начал четко функционировать, адекватно воспринимая действительность.

А действительность была такова: их облапошили, развели, как простофиль.

Ну не стоили эти одеяла и подушки те десятки тысяч, которые были обозначены на ценнике, но им-то все это подарили - якобы бесплатно. То же касалось и других подарков, всученных «добрыми самаритянами». А уж массажная накидка на кресло китайского производства на самом деле стоит от двух до - максимум - 30 тысяч рублей. Анна Ивановна тут же в Интернете все и посмотрела: нашла и цены, и сообщения о мошенниках, которые этими накидками торгуют.

Татьяна Николаевна, оказавшись дома, наконец-то надела очки (на презентацию ходила без них) и внимательно прочитала договор. И то был договор вовсе не о рассрочке, а о кредите на три года. Сумма возврата составляла 170 тысяч рублей...

Семидесятилетняя женщина еле успокоилась, осмыслив, что же натворила. «Хоть в петлю лезь», - вспоминала она свое состояние в тот момент. Пенсия 18 тысяч рублей, а тут еще по 4800 каждый месяц отстегивай. Ну и сами подарки при внимательном рассмотрении оказались не нужны - и пылесос у каждой есть, и подушки с одеялами. А что касается массажной накидки, то вспомнили подруги и свои диагнозы: у одной в спине конструкция вмонтирована да коленный сустав заменен, у другой была травма позвоночника... Будут ли полезны вибрации этих массажеров? Далеко не праздный вопрос. Надо советоваться с врачом. У продавца, правда, тогда спросили: с травмированным позвоночником можно ли трястись? «Можно, можно!» - бодро заверил он.

В общем, подруги обсудили ситуацию и засучили рукава. Первый их поход был в отдел по защите прав потребителей. Там они получили консультацию в отношении дальнейших действий. И уже действуют. Женщины они расторопные, грамотные, когда-то обе работали в торговле. Так что оценить свои подарки и главную покупку и сопоставить это с тем, во сколько им все обошлось, хоть задним числом, но смогли. Одной, как уже было сказано 70 лет, другой - 66. Возраст еще далеко не дряхлый и даже довольно боевой.

Но вот что же с ними произошло во время презентации, как позволили себя так оболванить? Сами до сих пор не могут понять.

- Это нас так закодировали, задурили мозги, - уверена Анна Ивановна.

Правда, как она призналась, «кодируют» ее таким образом уже не первый раз. До этого она заключала договор еще с одной оздоровительной организацией на услуги по оздоровлению волос за 100 тысяч рублей. Но, убедившись, что от тех услуг волосы стали спешно покидать голову, она договор расторгла.

Ах, обмануть меня нетрудно

Итак, пенсионерки пришли в редакцию, чтобы предостеречь людей от мошенников. Но если бы им в свое время попала в руки газета «Мурманский вестник» за 1 февраля прошлого года, то они наверняка бы заинтересовались статьей «Как не утонуть в «Море молодости». Там истории других обманутых людей, возможно, другими мошенниками. А вот схемы все те же: и звонки по телефону, и завлекательные речи сладкоголосых сирен, и просьба не забыть паспорт, и в завершение - кредит на кругленькую сумму.

Пишут об этом в газетах, говорят по радио и телевидению, настойчиво напоминают о мошенниках между объявлениями остановок в городском транспорте, а народ все равно поддается обману.

Во-первых, магически действует это сладкое слово «подарок». Неизбалованные вниманием и достатком пенсионеры радуются, как дети, узнав о возможности получить подарок не только на Новый год. А некоторым и на Новый год никто ничего не дарит.

Только представьте себе: человеку никто ничего вот уже много лет не дарит. А желание встретиться с Дедушкой Морозом - хоть жарким летом - у каждого запрятано в глубине души. И чем глубже запрятано это желание, тем сильнее оно требует осуществления. Вот и тянутся доверчиво пожилые люди к мошенникам. А те им такой «подарочек» преподносят, что и до инфаркта недалеко. Анну Ивановну, кстати, очень возмутил еще и такой факт, что все одурачивание с массажными накидками было устроено 26 апреля, аккурат в Страстную пятницу. Ничего святого нет у этих людей, так она считает.

Во-вторых, нетрудно догадаться, почему наши граждане клюют на уловки многочисленных так называемых оздоровительных организаций.

К бесплатному врачу на прием попасть сложно. Способов добыть номерок становится все больше, а получить его по-прежнему проблема. То ли больных очень много, то ли врачей очень мало.

Да и здоровье к старости начинает просто обрушиваться. Стране остро нужна гериатрическая служба, но она пока действует только в Москве да некоторых крупных городах. А тут какой-нибудь оздоровительный центр организует презентацию, на которую приглашает врачей узких специальностей: уролога, гастроэнтеролога, трихолога, флеболога, мануального терапевта... И зазывает на эту презентацию клиентуру, заманивая ее бесплатным сыром - действительно бесплатным осмотром тем же трихологом, флебологом и прочими спецами.

Те, естественно, говорят человеку о его нездоровье, о том, что надо бы полечиться. И тут же, как чертик из табакерки, выскакивает менеджер с договором и, заговаривая зубы клиенту, подводит его к подписанию договора о кредите на оздоровительные мероприятия: массаж, аппаратные процедуры, тренажеры - кто во что горазд, у кого какие лицензии имеются. Но все эти процедуры, даже честно и тщательно выполненные, конечно, обходятся пациенту недешево, а в кредит, еще и под большие проценты. И это далеко не замена лечению в медицинском учреждении.

А если бы человек знал, что в любой момент при необходимости может попасть к врачу своей поликлиники, вряд ли пошел бы с бухты-барахты на все эти презентации с бесплатными осмотрами.

Бдительность и еще раз бдительность

Удивительное дело: мы знаем много уловок современных мошенников - или по собственному опыту, или знакомые пострадали. Предостерегающая информация звучит буквально со всех сторон. Особое внимание - к представителям старшего поколения, с ними полицейские проводят соответствующие беседы в домах-интернатах, центрах соцподдержки населения...

Но особое внимание к пожилым проявляют и те, кто хочет на них заработать. Ведь им легче задурить голову. Вот и растет число обобранных стариков.

По сообщению пресс-службы регионального УМВД, за 4 месяца этого года на территории области зарегистрировано 782 случая мошенничества. Это хищения денег через Интернет с помощью вредоносных программ, с банковских карт, посредством телефона и так далее.

С этими случаями можно ознакомиться на сайте УМВД. Некоторые еще расследуются, в ряде случаев возбуждены уголовные дела.

Вообще, работа с населением постепенно дает свои плоды. И наряду с сообщениями о том, что кто-то отдал жуликам крупную сумму, думая, что помогает попавшему в беду родственнику, встречаются и такие сообщения, что человек тут же постарался связаться с этим родственником, находящимся, как оказалось, в добром здравии.

Так, в конце апреля жительнице Ковдора позвонил якобы ее внук, сообщил, что заболел и требуются деньги на лечение. 75-летняя женщина не растерялась, поскольку не раз слышала о таких ситуациях, перезвонила внуку. Убедилась, что с ним все в порядке, а затем обратилась в полицию.

Но чаще в полицию люди обращаются тогда, когда дело уже сделано, деньги пройдохам переведены.

Как правило, мошенники представляются если не попавшими в беду родственниками, то работниками банков, медучреждений, социальных служб. Говорят о блокировке карт, с которых якобы кто-то пытается снять деньги, о внезапно обнаруженных плохих анализах, о компенсации за некачественные лекарственные средства, приобретенные в аптеках, и так далее. И доверчивые люди сообщают проходимцам все свои реквизиты или пересылают деньги на указанный счет. И лишь потом спохватываются.

Сотрудники полиции постоянно призывают нас не доверять слепо всей информации в социальных сетях. Если вам сообщают о проблемах и просят в долг, следует обязательно перезвонить близким и знакомым.

Но, увы, до сих пор находятся те, кто не знал, не слышал, что так бывает.

Вот несколько свежих случаев. Жительница области получила сообщение с аккаунта своего сына с просьбой одолжить 45 тысяч рублей. И тут же номер счета. Не задумываясь, женщина отправила на него требуемую сумму. А позже ей позвонил сын и сообщил, что его аккаунт был взломан. Денег он не просил.

1,7 миллиона рублей потеряла другая северянка, сообщив все данные своей карты и присылаемые ей пароли жулику, который позвонил по телефону. Он представился сотрудником отдела безопасности банка. Звучит солидно, но ведь вам таким же образом и папа римский может позвонить.

Печальный рекорд составил 2,4 миллиона рублей. Столько отдал добровольно жуликам еще один наш земляк. Ему пообещали по телефону компенсацию за некачественную продукцию в размере аж 17 миллионов. И ведь знал он о подобных случаях мошенничества, но почему-то поверил в 17 миллионов. Видно, сработала магия больших чисел. По всем этим случаям возбуждены уголовные дела.

P. S. Когда верстался этот номер, в редакцию позвонила Анна Ивановна и сообщила, что после обращения во все необходимые инстанции она со своей подругой добились того, что кредит банка был закрыт, свои подарки и покупки они вернули продавцу.

 

*Имена изменены.