Из-за отлива трап на «Атрию», рядом с которой вторым бортом стоит «Мурманрыба» уходит почти вертикально вниз. Кажется, что спуститься и подняться по нему под силу лишь цирковым артистам. Но с капитаном спасателя Русланом Делевиным и стармехом Андреем Фоминым встретиться нам все же удалось. Вот они со спуском-подъемом по обледенелому трапу справились запросто. И это понятно — разве это проблема для спасателей, много лет отдавших профессии? Как правило встречаются задачки посложней.

Руслан Делевин и Андрей Фомин

В рейс судно вышло дней за 10 до новогодней ёлочки. Но в рейсе праздников не бывает. Почти сразу же помощи запросил один из мурманских рыболовных траулеров, где заболел моряк. Его пришлось пересаживать на борт спасателя, а затем везти в Ура-Губу, где уже ждала скорая помощь. А потом морская непредсказуемая судьба и вообще подбросила проблему — в Ура-Губе спасать пришлось саму «Мурманрыбу»: на якорь судна намоталась 90-метровая цепь, прикрепленная другим концом к швартовой бочке и затонувшему на грунте катеру. Ох и помучились моряки, пока освободили якорь своего буксира от этой, почти 8-тонной конструкции!

Работы по освобождению судна шли круглосуточно. Провозились с 30 декабря по 1 января. Так что «под ёлочку» не веселились, а работали действительно в поте лица.

Как только вздохнули спокойнее, подоспело другое задание: необходимо было снять больного члена экипажа с иностранного транспортного судна. Однако в условиях бушующего январского шторма сделать это не удалось. Тогда спасатели сопроводили судно до входа в Кольский залив, где моряка благополучно доставили в береговую клинику.

Затем выпала необходимость отбуксировать в порт Мурманск транспортное судно «Маркус», у которого сразу после выхода в рейс сломался главный двигатель.

— И больше пока в этом году аварийных ситуаций, слава богу, не было, — отметил капитан.

В моря потомственный моряк Руслан Делевин ходит с 1992 года. Начинал с рыбопромысловых судов, а в 2000-м году пришел на работу в отряд спасателей. Устроился на работу матросом, а затем, закончив среднюю мореходку имени Месяцева, дорос до капитана. И с тех пор до глубины души предан этому нелегкому, но столь необходимому, труду. Ведь работа спасателей в море — всегда на острие опасности. Они приходят на помощь, когда судно терпит бедствие и экипаж не может справиться с бедой самостоятельно. Любой ошибочный шаг, неправильный маневр может стоить жизни морякам сразу двух кораблей — попавшего в аварию и спасательного буксира. И тут, как нигде важно, чтобы все механизмы судна-спасателя работали четко и без сбоев, как часы. За этим на «Мурманрыбе» следит старший механик Андрей Фомин.

Когда он поступал в Мурманскую мореходку, на судомеханическом факультете был самый высокий конкурс. Попасть на судоводительский было гораздо легче. Как и капитан Делевин, Андрей Фомин сначала отходил в море на «рыбаках», но как только подвернулась возможность перейти в аварийно-спасательный отряд ГА ММРП, тут же поступил туда. И ни разу не пожалел о своем выборе.

Конечно, здесь у механической службы особые требования. Работа «машины» должна быть безупречной. В постоянной готовности находится второй двигатель, проверяются в работе все системы и механизмы, тщательно выполняются требования пожарной безопасности, часто проводятся занятия по борьбе с пожарами.

— Стараемся постоянно держать все в чистом и рабочем состоянии, — сказал Андрей Фомин.

Слаженная работа экипажа — немаловажный фактор успеха рейса. А на «Мурманрыбе» случайных людей практически нет, такие тут не задерживаются. Год только начался, но кто не знает, зимний период в северных морях — самый опасный и штормовой, спасатели постоянно должны быть начеку. Ведь жизнь и безопасность рыбаков, терпящих бедствие в море, во многом зависят от профессионализма моряков-спасателей, от их готовности в кратчайшие сроки прийти на помощь.

— В этом году бог миловал, с начала января аварий было немного, — прокомментировал обстановку заместитель начальника ФГБУ"Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" Василий Воробьев.

— Промысловые суда стали работать лучше. Если в прошлые годы за первые два месяца, как правило, в море было 3-4 аварийных ситуации, то в нынешнем — всего одна. Это радует.