Прохвосты, проходимцы и пройдохи, похоже, взялись за нас основательно. Масштаб поражает. Когда-то мы в общем знали, что каждый может подвергнуться их атаке, но далеко не каждый с этим сталкивался, то сегодня таких, наверное, не осталось. Просто одни бдительны и не идут на поводу у преступников, а другие, увы, слишком доверчивы. Полиция постоянно рассказывает о случаях, когда люди добровольно расстаются со своими деньгами, не подозревая, что их обманывают. А криминальные сводки пестрят все новыми и новыми сообщениями об «относительно честном отъеме денег» у граждан.

Как бабушка внука выручала

Я уже перестала обращать внимания на смс якобы от банка, которые с завидным постоянством сообщают, что у меня со счета только что списали деньги, или заблокировали карту, и нужно срочно перейти по ссылке или перезвонить по номеру, который, кстати, зачастую начинается на 800. Как-то пришло сообщение о том, что внук, которого у меня нет, попал в аварию… В общем, пальцем в небо - авось попадут. И, между прочим, попадают.

Пару лет назад мою маму «развели» на 30 тысяч рублей. Позвонили, в трубке она услышала голос своего внука - моего сына. Позже она уверяла, что голос был один к одному, не отличить. Мнимый внук рассказал ужасную историю о том, что он повздорил с каким-то человеком на улице, завязалась потасовка, во время которой он толкнул незнакомца, тот упал и сильно ударился головой. И для того чтобы инцидент не закончился возбуждением уголовного дела, нужно, как в народе говорят, занести денег оперативнику.

- Я сейчас дам ему трубку, сказал фальшивый внук.

Мобильник перекочевал в руки другого человека, который представился «по всей форме» и повторил сценарий заново, только для пущей убедительности на языке протокола. Ни дать ни взять - сотрудник полиции. За услуги потребовал 50 тысяч рублей.

- А у меня столько нет, у меня только 30!

- Хорошо, сейчас к вам подъедет человек, ему и отдадите деньги. Называйте адрес.

И мама назвала. И человек приехал. И отдала она ему деньги. И только потом ей пришло в голову, что ситуация довольно странная. Мы с ней живем в разных городах, и о приезде своего сына я бы уж, конечно, предупредила ее заранее. Тем более что и она в тот момент была не дома, а в гостях у сестры, на Черном море. И вдруг вот так ни с того ни с сего: «Бабушка, я ударил человека...» Здесь? В Сочи?!

Когда раздался звонок от южных родственников, я безмятежно читала. Их вопросы, а главное, явно чувствовавшееся напряжение в голосах, вызвали у меня недоумение: они интересовались, где сейчас находится сын. Он был рядом, преспокойно ковырялся в компьютере. А мама лишилась двух пенсий. Потому что ей не пришло в голову ни посоветоваться, ни позвонить в Мурманск. Запаниковала!

Кстати, знающие люди утверждают, что мошенники зачастую предварительно прозванивают телефоны этих самых якобы попавших в беду внуков и выбирают для своих махинаций именно такие моменты, когда трубки у тех не отвечают. Чтобы жертва не смогла удостовериться в обмане до того, как отдаст деньги. Так что в подобной ситуации вы не торопитесь расставаться с деньгами, даже если не можете дозвониться.  

Вежливость - лучшее оружие вора

Герой Евгения Леонова в «Джентльменах удачи» был прав: приятному человеку всегда хочется верить. Особенно когда он проявляет о тебе заботу.

Буквально вчера мне на мобильный позвонили со стационарного московского номера. Молодой, очень энергичный и вежливый мужской голос уверенно назвал меня по имени-отчеству, представился работником Сбербанка и заявил, что несколько минут назад была предпринята попытка перевести деньги с моей карты на Яндекс-кошелек.

Вообще-то, первое, что происходит, когда я захожу в «Личный кабинет», - банк присылает мне код и сообщение о том, что совершен вход. А заодно и предупреждение, мол, если вы не входили, то срочно поставьте нас в известность. Мне никаких сообщений не поступало, поэтому сомнений не было: звонит мошенник.

- Деньги хотели перевести на имя Александра Герасименко, - уточнил мой собеседник для пущей ясности. - Вам знакомо это имя?

Ясности это действительно добавило, только не в том ключе, которого хотел мой «спаситель». «Чем больше конкретики, тем достовернее выглядит информация. Заодно и отвлекает. Ну что ж, молодцы, профессионально дурят,» - подумала я и решила продолжить разговор. Интересно было, как меня собираются облапошить.

- А с какой карты попытались снять деньги? - поинтересовалась я.

- С карты Сбербанка.

- Ну, понятное дело. А с какой именно?

- С карты «Мир».

И снова молодцы: карта «Мир» есть у каждого пенсионера, которому таким образом перечисляют пенсию, и у каждого бюджетника. Таким образом мазурики охватывают весьма большой слой населения, так что вероятность попадания в цель очень велика. Да к тому же не с потолка же этот таинственный некто взял мое имя. Значит, либо какую-то базу данных приобрели, либо электронную почту вскрыли, либо какие-то интернет-покупки отследили - да мало ли при сегодняшних-то возможностях жизни в виртуальном пространстве.

- С какой именно карты «Мир»? - не унималась я.

И вот тут произошло интересное. Было очевидно, что я поставила его в тупик, но сдаваться он точно не собирался:

- Дарья Сергеевна, у вас какие-то затруднения?

Ах, какая прелесть! То есть затруднения не у него, а у меня!

- Нет у меня никаких затруднений. Назовите номер карты, с которой пытались списать денежные средства.

Я обратила внимание на то, что фоном шел шум, как будто звонивший мне человек находится среди большого скопления людей, например, в магазине. Видимо, это должно было также служить подтверждением, что со мной говорят из колцентра. Хотя вообще-то, когда звонишь оператору Сбербанка, никакого шума в трубке нет.

Мой телефонный визави начал терять терпение, но в руках себя держал. Только вот уверенность в голосе перешла в пока еще мягкий, но нажим. И спрятался он за все той же спасительной фразой:

- Дарья Сергеевна, у вас какие-то затруднения? С вашей карты попытались снять деньги, поэтому я должен их перевести на другой счет, где они будут в безопасности.

- Номер карты назовите, уперлась я.

- Вы не идентифицированы, поэтому я не могу назвать вам номер карты, - парировал он.

А вот это уже, как говорил Остап Бендер, «ближе к телу». Раз меня нужно идентифицировать, значит, сейчас начнутся требования назвать ключевое слово, пин-код и т. д. Так что игру можно прекращать. И я сказала, что сама перезвоню в банк.

- Звоните, - услышала я безразличное на том конце «провода».

Не думаю, что он тратил время на досаду. Скорее всего, тут же набрал следующий номер. Надеюсь, ему опять не повезло.

На всякий пожарный я и в самом деле позвонила в банк и рассказала оператору всю эту историю. Просто для собственного спокойствия. Мне ответили, что никаких списаний с моих карт не было, что я действительно имела дело с мошенником и раз десять похвалили за то, что правильно себя вела и перезвонила в банк.  

Чтобы не попасться на крючок

Чтобы не попасться на удочку любителей легкой наживы, нужно твердо знать, чего можно ожидать от сотрудников банка, а чего нет.

Помните: не могут вам позвонить из банка и начать рассказывать о заблокированных картах и несанкционированных входах в ваш «Личный кабинет». Не имеют права сотрудники банка переводить ваши деньги на какие-то другие карты или счета.

Операторы банка могут вам позвонить, и делают это часто, в рекламных целях или предлагая вам какой-нибудь свой продукт. Но, даже называя вас при этом по имени-отчеству, демонстрируя таким образом заинтересованность банка в вас, они никогда не будут просить кодовые слова и прочие персональные данные. Как только от вас кто бы то ни было потребует личную информацию или контрольные слова, в вашем мозгу должен сработать сигнал тревоги.

Звонящий вам сотрудник никогда не будет спрашивать номер вашей карты по одной простой причине: он его знает. Он вообще знает всю информацию, которую вы ему сообщили, когда открывали счет в банке. Он знает баланс ваших карт, потому что эта информация есть в базе данных банка. Но никаких операций совершать по телефону он не может.

Если возникли какие-то проблемы с безопасностью, банк в первую очередь вашу карту блокирует. Чтобы ее разблокировать, нужно явиться в банк лично. Это может стать проблемой, если вы находитесь где-то далеко. Тогда, возможно (!), с вами свяжется служба безопасности, которая расскажет, какие дальнейшие действия надо предпринять.

В России есть закон о защите персональных данных, и банки очень строго его соблюдают, потому что за этим следит Центробанк. Кроме того, банки не разбрасываются информацией о своих клиентах, даже если это не миллионеры. Клиенты - их хлеб, то, на чем они зарабатывают, поэтому каждый посвоему банку дорог. Неважно, пенсионерка это с маленькой пенсией или юрлицо с огромным оборотом.

Никогда не разговаривайте с неизвестными

Когда вы получаете карту в банке, к ней обязательно прилагается инструкция. Прочитайте ее, это полезно. Там сказано, какая информация и какие действия являются строго конфиденциальными. На оборотной стороне вашей карты есть трехзначный номер. Это код безопасности. Зная эти цифры, можно совершить оплату покупок в Интернете. Поэтому банки разрабатывают многоступенчатую систему верификации - проверки.

Сейчас в кредитных организациях активно внедряется система распознавания клиента по биометрическим данным, то есть по голосу, к примеру. Если в вашем банке такое практикуется, можете прийти в офис и сдать свои биометрические данные - там сделают фотографию, запишут на видео, возьмут образец голоса, чтобы некоторые операции можно было проводить без личного участия.

Может ли быть так, что в ваш «Личный кабинет» зашли, а банк об этом не сообщил? В принципе, может. Но обойти систему банковской безопасности не под силу мошенникам низкой квалификации. Такими навыками обладают айтишники высокого класса, а они, выражаясь языком охотников, не бьют мелкую дичь. Такие вещи проделываются наверняка и именно с людьми, обладающими солидными деньгами, или компаниями. Вскрывать счета простых людей с их копейками хакеры не станут, потому что это дело весьма затратное.

Нередко бывает так, что мошенникам нужны не деньги, а информация о вас. Именно таким образом формируются базы данных, которые потом продаются уже тем, кто захочет поиметь ваши деньги законным - как продавцы всякой всячины по телефону - или незаконным путем.

Но, если вы подумали, что подобным разводом занимается кто попало, то ошибаетесь. Учтите, вам не будет звонить человек, который с бухты-барахты вдруг решил срубить деньжат. Этими делами занимаются люди, хорошо подготовленные, прекрасно обученные всяческим методам воздействия на человека. Они знают, как усыпить бдительность, спровоцировать панику и заставить действовать необдуманно.

Кстати сказать, пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что вам звонят с так называемых федеральных номеров, которые начинаются на 800. Их можно взять в аренду, что и делают зачастую мошенники. Запомните одно простое правило: если не вы звоните, а вам, значит, от вас что-то нужно. Не вам, а ему. Просто прекращайте разговор - и все. Перезвоните в банк сами.

И еще раз напоследок: если позвонили из банка не с рекламными целями, если говорят, что с вашими счетами или картами что-то не так и при этом не предлагают прийти в отделение банка, надо сразу обрывать разговор и вносить телефон звонящего в черный список, а еще лучше сообщить его полиции.