Оленегорец Александр Рыжов - известный писатель, автор многих книг поэзии и прозы, изданных и у нас, и в Москве. Сейчас издательство «Эксмо» готовит к печати его новую книгу «Волчий Камень» в серии «Колоритный детектив». Об этой книге мы поговорили с ее создателем.

История с географией

- Саша, а почему опять детектив? Так нравится жанр? Или так проще заработать?

- Ну, во-первых, насчет «опять». Детективы я не писал уже давно. Если не считать «Мобберов», вышедших шесть лет назад и относящихся, скорее, к жанру авантюрного романа, то мои последние опыты в этом направлении относятся к 2006 году, когда появились одна за другой три книжки со сквозными героями: «Зрачок Индры», «Каракурт нападает на рассвете» и «Блеск ее ладоней». С тех пор я работал в совершенно другом русле: писал книги для детей и подростков, выпускал сборники стихов. Но мне всегда нравилось поиграть с аудиторией в квест, загадать ей загадку и предложить поупражняться в сообразительности. Морочить читателю голову, подсовывать ему обманки и сбивать с толку в тот самый миг, когда он, читатель, воображает, будто обо всем уже догадался, - это ли не удовольствие для автора? Да и самому куда интереснее писать книгу, в которой интрига закручена, как часовая пружина.

И еще. Мне бы хотелось уйти от термина «ретро-детектив», изрядно навязшего в зубах, тем более что в «Волчьем Камне» все гораздо шире. На мой взгляд, эта книга рассчитана как на любителей легкого жанра, так и на тех, кто предпочитает литературу серьезную. Я бы даже сказал, что это теория революций, поданная в увлекательном ключе. И хотя серия, которую для меня придумали в издательстве, называется «Колоритный детектив», сам роман в аннотации обозначен как «историко-приключенческий». По мне, это ближе к истине и к тем целям, к которым я стремился, когда над ним работал.

Здесь еще надо пояснить термин «колоритный». Он не просто так пристегнут. Действие каждой книги (а их для серии написано три, и, если повезет, будет еще больше) разворачивается в разных странах и городах. У каждого места действия - своя специфика, свой яркий колорит, отсюда и ключевое слово в обозначении цикла. Так что я бы сказал, это не просто история, а история с географией. А приключения - начинка, которая не позволяет пирогу казаться пресным.

Что касается заработать, то не устаю повторять: книги в наши дни приносят реальный доход только самым раскрученным авторам. Мне до них пока далеко. Более того, если раньше автор получал за свое произведение от издательства фиксированный гонорар сразу после заключения договора, то сейчас эта практика ушла в прошлое. Размер выплат зависит от того, насколько хорошо будет расходиться тираж. Так что за «Волчий Камень» я пока не получил ни копейки.

- Вот эта эпоха - середина XIX века - почему? Вроде бы ничем особенно не примечательна...

- А вот с этим в корне не согласен. Строго говоря, для меня любая эпоха интересна, хлебом не корми - дай покопаться в прошлом. Я, например, написал несколько книг, действие в которых происходит на заре становления Российского государства (Х век). Что до XIX столетия, то оно имеет множество особенностей. Это время окончательного крушения перезревшего феодального уклада и стремительного наступления новых порядков, близких к тем, по которым человечество живет и ныне. Это время, когда технический и научный прогресс вызвал коренной слом социальных устоев. Никогда раньше такого не случалось. Я имею в виду, что никогда прежде наука и техника так мощно не влияли на общество.

Вот тут, чувствую, надо бы ответить более развернуто. Собственно, историко-приключенческий роман - понятие хорошо известное, даже изъезженное. Считаю ли я себя способным привнести в этот жанр что-то новое? Считаю. Более того, придумал название собственному направлению - «литературный стимпанк». Что это такое? Тот, кому знакомо само слово «стимпанк», без труда представит себе хитроумные приспособления, которые способны решить любую техническую задачу в любой жизненной сфере, но при этом не содержат ни грамма электроники. Все они окутаны паром, гремят, искрят, скрежещут, но выглядят безумно симпатичными. Это и есть атмосфера XIX столетия, и мне очень хотелось максимально ее передать. Книги серии, которая стартует с романа «Волчий Камень», наполнены как раз такими приспособлениями, герои (дети своего прогрессивного века!) активно пользуются ими - так же, как персонажи фантастических произведений пользуются магическими артефактами. Если кто-то что-то взрывает, то при помощи только что открытого пироксилина. Если кто-то куда-то едет, то на только что изобретенном локомобиле. И заметим, никаких анахронизмов: все описываемое существовало в ту эпоху как минимум в виде детально разработанных и практически осуществимых проектов. Это делает вещи наравне с людьми полноправными персонажами книг. По-моему, любопытно.

Продавать пока не научился

- А откуда взялся псевдоним? Сдается мне, первая твоя книга не под своей фамилией...

- Да, это так. Все предыдущие книги я выпускал под собственной фамилией, и меня это вполне устраивало. Моих читателей, думаю, тоже. Но сейчас немного иная ситуация. Издательство все-таки делает ставку на этот проект, поэтому и договор со мной подписан сразу на три книги вперед. Чтобы достичь результата, необходимо обеспечить рекламу, а псевдоним с неким иностранным, так сказать, оттенком - это один из пунктов маркетинговой политики. В «Эксмо» сочли, что это привлечет к серии больше внимания. Спорить не берусь, у них в этом деле больше опыта. Я ведь, откровенно говоря, умею только писать книги, а продавать так и не научился.

- Когда книга увидит свет? Можно ли будет ее купить в Мурманске и Оленегорске?

- По плану выход книги намечен на середину - вторую половину августа, то есть совсем скоро. Роман уже и сейчас можно заказать через Интернет. Не буду перечислять сайты - это, в основном, крупные электронные торговые площадки. Достаточно просто набрать в поисковике «Александр Руж Волчий Камень» - и выпадут нужные ссылки. Меня сейчас через соцсети и очно спрашивают, можно ли купить книгу непосредственно у меня. К сожалению, а может, к счастью, реализацией я не занимаюсь. Весь тираж принадлежит издательству, оно им и будет распоряжаться. Книги, по идее, должны разойтись по всей стране и ближнему зарубежью, поэтому надеюсь, появятся они и в Мурманске. Это во многом зависит от инициативы владельцев магазинов. Централизованных обязательных поставок, как в эпоху СССР, уже давно нет, магазины продают только то, что считают нужным заказывать сами. По крайней мере, наших оленегорских книготорговцев, с которыми у меня хорошие отношения, я обязательно попрошу привезти сколько-нибудь экземпляров для моих земляков.

Заодно отвечу еще на один частый вопрос: для кого эта книга предназначена? Проще говоря: кому читать? Я бы сказал, что всем без исключения. Фанатам отечественной и мировой истории - да. (Ну хотя бы для того, чтобы иметь удовольствие попинать самонадеянного автора за неточности.) Любителям ребусов и психологических этюдов - обязательно. (Ибо каждый сюжет завязан в тугой узел.) Поклонницам любовных драм - непременно. (Главная героиня - штучка горячая, очаровывает мужчин на раз, несмотря на наличие законного супруга.)

От Бразилии до мыса Горн

- Расскажи, как живешь, мы давно о тебе не слышали. Как пережил пандемию?

- Я уже как-то говорил, что сравниваю свою творческую деятельность с деятельностью музыкантов, у которых есть так называемые концертные периоды и студийные. Иными словами, невозможно все время находиться на виду, встречаться с публикой, выступать. Надо периодически устраивать паузы, отгораживаться от мира и накапливать материал, что в моем случае означает писать новые книги. Признаюсь, «студийные периоды» я люблю особенно, в последнее время жизнь во многом из них и состоит, и мне это кажется правильным, поскольку есть много интересных идей, которые, как раньше говорили, просятся на бумагу, а теперь с учетом технического прогресса вернее будет сказать - на экран компьютера. Все это требует времени, которого катастрофически не хватает.

Начало этого года у меня сложилось очень необычно. В феврале прошла презентация восьмого сборника стихов «По дороге на Гаагу» (ты там был, если помнишь), и сразу после этого я уехал в Южную Америку, где мы с семьей путешествовали больше месяца. Проехали континент от Бразилии и Парагвая до мыса Горн, побывали в шести странах и нескольких климатических поясах, заглянули в самый южный город мира. Впечатления незабываемые. Рассчитывали путешествовать до середины апреля, но в конце марта из-за коронавируса границы стали стремительно захлопываться, и в один не самый прекрасный день мы оказались запертыми на чилийском острове в Тихом океане. Это было самое потрясающее приключение в моей жизни, но о нем надо говорить отдельно… Я, кстати, как только приехали домой, стал набрасывать по горячим следам путевые заметки, набралось в итоге на солидную книжку, но пока, честно говоря, не знаю, что с этим текстом делать. В смысле, не решил, буду ли его печатать, и если да, то где и как.

Самоизоляция меня не сильно угнетала, всегда было чем заняться. После того как закончил путевой дневник, взялся за следующий роман для «Эксмо», это будет уже четвертый по счету, сейчас вот его дописываю. Попутно сочинилось несколько новых стихотворений. В общем, не скажу, что скучал, хотя уже полгода безвылазно сижу дома, чего со мной давно не происходило.

Очень бы хотелось верить, что осенью затворничество закончится. Есть предварительная договоренность с областной научной библиотекой по поводу моего творческого вечера в Мурманске в конце октября в рамках книжной ярмарки. Главное, чтобы к тому времени разрешили массовые мероприятия. А уж мне есть что показать и рассказать читателям.