Около двадцати произведений представлено в экспозиции выставки с простым названием «Живопись Андрея Яковлева». Она посвящена 85-летию со дня рождения видного художника, немалую часть своего творчества посвятившего Крайнему Северу. Познакомиться с этими работами можно в отделе «Культурно-выставочный центр Русского музея» областного художественного музея.

- Андрей Яковлев - известный мастер, народный художник СССР, член-корреспондент Российской академии художеств, - рассказала на открытии выставки главный хранитель музейных предметов Юлия Заозерская. - Свой творческий путь он начал в Мурманске, в нашем же городе состоялась его первая персональная выставка. Окончив в 1960 году институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина, приехал на Север и устроился матросом на корабль. Целую зиму прожил на Шпицбергене.

«Срочный вызов». 1960 г.

За полярный круг Андрей Яковлев взял с собой холсты и краски и в результате создал множество полотен, часть которых представлена в экспозиции. Они очень лаконичны, отражают суть Арктики, ее твердость и суровость.

- Обратите внимание: картины написаны резкими мазками, в быстрой манере, - отметила директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - На этих полотнах мы видим и человека в Арктике: вот идет смена полярников, а на другом полотне лыжники едут за собачьими упряжками. Не менее интересны произведения, созданные в последние годы жизни автора, в начале нынешнего века. Тогда он вместе с любимой женой, искусствоведом Ларисой Яковлевой, жил в Павшино, что на реке Оредеж в Московской области. Там он создал серию натюрмортов.

«Медовый Спас».

Рассматривая полотна, мы легко можем представить себя соучастниками событий тех дней. Взять для примера «Медовый Спас». Мы понимаем, что супружеская чета вот-вот сядет за чаепитие. О том, что завтракать будет пара, понятно по посуде: женская чашка - изящная, фарфоровая, мужчина же будет пить из стакана в подстаканнике, над которым поднимается пар. Рядом на блюдечке лежит порезанный лимон, на другом - соты, в розетке - мед. На подоконнике трехлитровая банка, играющая роль вазы, в которой стоят полевые цветы.

 «Северное сияние». 1960 г.

- Художник передает много подробностей, второй план не менее интересен, чем первый, - продолжила Ольга Евтюкова. - Посмотрите на соседнюю картину, «Дары леса». Андрей Яковлев изобразил лесные ягоды, передал радостное ощущение от пребывания в этом месте, а через оконные стекла мы видим речку, деревья, летающих бабочек... Из этого позитивного ряда выбивается последний натюрморт. Он очень суров и печален, написан после смерти супруги. И в банке уже не свежие полевые цветы, а сухоцвет, рядом пепельница с окурком, стопка. Колорит этого полотна, как и содержание, жесткий, печальный и холодный. Мы ощущаем настроение и состояние автора, ставшего одиноким. Но художник всегда остается художником и не перестает писать.

В Мурманске представлены работы, созданные в начале и в конце творческого пути. А между ними были еще десятилетия интенсивного труда, продолжительных путешествий, результатом которых стали широко известные серии картин «Шпицберген», «Чукотка», «Таймыр», «Ленинградские километры БАМа», а также книги «В семи сантиметрах от полюса», «Какомей», «Сопричастность».

В своих произведениях автор раскрывает гармоничный и светлый окружающий мир, в то же время делясь подробностями своей жизни, эмоциями и заставляя задуматься о кажущихся на первый взгляд простыми вещах.

Выставка «Живопись Андрея Яковлева» работает в отделе областного художественного музея, что на улице Софьи Перовской, до 29 декабря.