«Город солнца» - так называется экспозиция, открывшаяся в Мурманске в Культурно-выставочном центре Русского музея. Выставка соответствует своему названию и буквально дышит позитивом и энергией.

Оно и немудрено, ведь здесь представлены произведения из коллекции московского Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», передающие атмосферу советской жизни 30-х годов прошлого века. Превращение аграрной страны в индустриальную державу требовало от граждан крайнего напряжения жизненных сил и самоотречения. Этим запросам полностью отвечало искусство социалистического реализма, основными темами которого стали героическое прошлое и не менее героическое настоящее народа, строившего новое общество.

Иван Владимиров. «Иностранные туристы в  Ленинграде». 1937 г.

Утопический «Город Солнца» - это модель «светлого коммунистического будущего», строительством которого СССР был занят с момента своего образования. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы стать убедительным.

- Северяне могут увидеть экспонаты, которые должны были войти в экспозицию «Индустрия социализма», планировавшуюся к открытию в далеком от нас 1937 году в Москве. Однако этого не случилось, выставку разобрали, - рассказала директор Мурманского областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Перед нами картины, написанные на темы, важные в то время. Думается, нашим современникам будет любопытно посмотреть, что требовалось в первой половине прошлого века. Кроме того, выставка «Город солнца» интересна и с исторической точки зрения. К примеру, художники запечатлели реконструкцию Москвы, сюжеты из жизни работников лампового и консервного заводов, работу в полях и многое другое. Все произведения многослойны и повествовательны. Поэтому по экспозиции будут проводиться экскурсии, во время которых сотрудники музея расскажут и о самих картинах, и об их авторах.

Любопытно, что все картины, представленные в зале, написаны по заказу, однако художники не отошли от традиций своих учителей - Константина Коровина, Ильи Репина, Валентина Серова. Так, в Мурманск привезли работы «официального живописца» Александра Герасимова, в том числе и «Портрет И. В. Сталина», написанный в 1939 году, художников Алексея Кацеблина, Константина Дорохова, Алексея Вольтера и других.

Юлий Клевер. «В рыбном магазине». 1938 г.

Благодаря живописным полотнам у северян есть возможность вспомнить или узнать моменты из жизни того времени. К примеру, на одной картине перед посетителями предстают сотрудницы лампового завода, на другой запечатлен рыбный магазин: продавец выловил сачком из аквариума рыбу, на третьем - работа на консервном заводе: пока одна партия овощей проходит тепловую обработку, другую несут на подносе. Суд над прогульщиком, демонстрация, посевная, заправка трактора маслом... Все это нашло отражение в творчестве художников.

Кроме живописных полотен в Культурно-выставочном центре представлены агитационные плакаты тех лет и скульптуры «строителей нового мира». Получивший мощный импульс после 1917 года и являющийся в первую очередь инструментом агитации - воздействия на общественное мнение, плакат запечатлел историю страны через призму идеологии. Например, актуальный до сих пор призыв «Да здравствует равноправная женщина страны социализма», на котором Петр Караченцов изобразил разных представительниц прекрасного пола: с ребенком на руках, за трибуной на съезде, на заводе, санитарку, инженера, управляющую трактором. Или другой плакат, который и сейчас может найти применение - «Играй в теннис». Здесь не только нарисован спортсмен, но также написаны правила игры и запечатлены основные приемы - подача и удары.

Всего в экспозиции представлено около 40 произведений. Выставка «Город солнца» работает до 10 марта.