Отличные фото из 1911-го 

Мы давно соседствуем, но до сих пор не очень много знаем о представителях коренного народа Севера, особенно это касается истории. Однако каждый год 6 февраля, в Международный день саамов, получаем возможность познакомиться с традициями и культурой тех, кто гораздо дольше, чем мы, живет на Кольской земле. Не стал исключением и 2020-й. В большом зале областного краеведческого музея разместилась экспозиция «Саамская мозаика». 

- Всегда стараемся показать что-то новое, интересное или уже известное, но с новой точки зрения. Как правило, к созданию выставки привлекаем представителей саамского народа: они предоставляют личные вещи, художественные произведения, предметы декоративно-прикладного искусства, - рассказал заместитель начальника отдела экспозиционно-выставочной деятельности музея Георгий Дзенисов. - В нынешнем году решили сделать акцент на этнографической стороне вопроса. Выставка называется «Саамская мозаика» не просто так: она состоит, по сути, из трех частей. 

«Мой багаж». 1911 г.  Д. Соловьев.

В первой представлены фотографии, созданные географом Дмитрием Соловьевым в 1911 году во время экспедиции на Кольский полуостров. Этот альбом из 49 снимков до сих пор не был известен широкой публике. Долго не знали даже имени автора - на альбоме не значилось ни фамилии, ни маршрута, просто - «Лапландская экспедиция 1911 г.». Не так давно это удалось выяснить. Соловьев - известный русский ученый, охотовед, путешествовал по нашему краю, изучая быт кочевых саамов, с мая по сентябрь 1911 года пересек весь Кольский полуостров, пройдя от Кандалакши до острова Кильдин. А качество фотографий, несмотря на возраст, отличное: у ученого был хороший фотоаппарат, а снимки он делал на стеклянных пластинах. 

Оленьи знаки 

Вторая часть выставки - этнографическая коллекция. Исторически сложилось, что археологи, которые занимаются изучением Кольского края, как правило, занимаются каменным веком. А саамский период - это раннее Средневековье. Его археологи практически не изучали. По- 

этому основная часть коллекции областного краеведческого музея носит этнографический характер: предметы обихода XIX - начала ХХ века. Основными материалами в те времена были дерево, кора и кость, как правило, оленья. 

Любопытные экспонаты - саамские клейма, часть коллекции знаменитого краеведа Якова Комшилова. Когда олени уходили пастись в тундру, их хозяева, чтобы не перепутать животных, наносили свои отметки. Что интересно, знаки эволюционировали: если у деда одна эмблема, то сын дорисовывал к ней новые элементы, и так далее. 

- Самая любопытная - третья часть экспозиции, - продолжил Георгий Дзенисов. - Археологические памятники в Мурманской области представлены крайне мало, известных средневековых поселений, могильников и кладов - и того меньше. В 2010 году житель Ковдорского района Дмитрий Печкин обнаружил в районе реки Ливы металлические предметы: наконечники стрел, ножи и украшения. Он рассказал об этом сотрудникам Кольской археологической экспедиции ИИМК РАН. Ученые заинтересовались и уже несколько лет изучают этот памятник, названный «Лива 1». Находки северянина специалисты датируют XI-XIV веками, когда саамы переходили к серьезному оленеводству. 

Уникальные находки 

Поселение «Лива 1» - это серия достаточно крупных очагов прямоугольной формы. Их размер примерно 2,5 на 1,7 метра. Вокруг них ученые заложили первые раскопы, где и стали попадаться другие находки. Причем не в культурном слое - его там попросту нет. Большая часть металлических предметов находится между дерном и подзолом. Это говорит о том, что поселения были кратковременными: саамы занимались выпасом оленей, соответственно, возникла необходимость в ягельных участках. Следов жилищ нет, что дает право ученым говорить о том, что люди жили в куваксах - шалашах из жердей, покрытых шкурами. 

- Огромный интерес представляют ювелирные изделия, - сказал Георгий Дзенисов. - Изящные кольцевидные и подковообразные фибулы-застежки использовались для скрепления одежды: ворота рубахи или плаща, парными фибулами женщины соединяли бретели одежды. Сделаны они были не здесь, изготовление украшений было сконцентрировано в городах и крупных ремесленных центрах. Например, бронзовая округлая фибула, украшенная орнаментом из спиралеобразно свернувшихся змей, по всей видимости, была отлита и позолочена в Южной Скандинавии, возможно, на острове Готланд, в X-XI веках. Кольцевидная фибула с имитацией латинской надписи предположительно сделана мастером из Восточной Прибалтики. Подковообразная фибула могла быть изготовлена там же, либо в Новгороде или Владимире в XII-XV веках. 

Скорее всего, украшения оказались на Кольском полуострове благодаря торговцам и миссионерам, которые связывали далекую северную окраину с крупными центрами. Без ответа пока остаются вопросы, какую роль найденные ювелирные украшения играли в культуре местного населения и почему они были оставлены на древнем стойбище на долгие столетия. 

Если и вы хотите прикоснуться к истории коренного народа Севера, приходите на выставку. «Саамская мозаика» открыта до 1 марта.