14.06.2018 / Культура

Игра без рамок

Ольге Цыпляковой подвластны героини разных возрастов и характеров

Фото: Фото Льва Федосеева, Сергея Ещенко и из архива Ольги Цыпляковой
«После спектакля полночи не сплю».

Нет слова «не хочу»

Женщины - уникальные создания. При желании они могут выглядеть дерзко и юно, как подростки, а уже через несколько минут, совершив некоторые манипуляции и воспользовавшись косметикой, - как старушки или роковые красотки. Такова сущность представительниц прекрасного пола: менять настроение и внешность, как сумочки и шарфики. Потому что постоянство - это скучно.

А уж если дама является актрисой не только по натуре, но и по профессии - считайте, что ей повезло вдвойне, а то и втройне, ведь можно перевоплотиться в кого угодно. Взять для примера заслуженную артистку РФ Ольгу Цыплякову. За 35 лет службы в драматическом театре Северного флота она сыграла более девяти десятков ролей!

- Ольга Валентиновна, естественно, каждая героиня для вас дорога по-своему, но, может быть, есть две-три самые-самые любимые?

- Я все свои роли очень люблю: они же как дети, рождаются в муках. Это сложный процесс - создание роли, характера, - ответила актриса. - Бывает, читаешь первый раз произведение, думаешь: «Ой, не мое это, не смогу сыграть». Иногда боюсь не потянуть, но, чтобы говорила, что не хочу, такого не было. Единственный раз, когда я буквально отталкивала роль, а режиссер настаивал - перед работой над спектаклем «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Мне тогда уже исполнилось 40 лет, а моей героине Нельке едва стукнуло 16. Психофизика у нас с ней разная. Три актрисы были назначены и репетировали эту роль, а меня Юзеф Фекета попросил помочь, взял в помощь молодым. После двух-трех репетиций режиссер сказал, что репетировать и работать буду только я. Так и осталась одна исполнительница этой роли.

Сцена из спектакля «Валентинов день».

С особым удовольствием играла Елену Сергеевну в «С днем рождения, Елена Сергеевна!» и Аннушку «На бойком месте», с азартом - Дарину в «Тартюфе» и Турусину в «На всякого мудреца довольно простоты». Очень люблю роль миссис Мэннингем в «Газовом свете». Из современных пьес нравится «Деревенские страсти». Когда готовилась к роли в этом спектакле, прислушивалась, как говорят жители той или иной области, как деревенские общаются между собой.

Главное - выйти из роли

За годы работы в театре СФ Ольга Цыплякова примеряла на себя самые разноплановые роли: нежная и ласковая внешне, но изощренно-коварная Лаура в «Отце» Августа Стринберга, бойкая, бесшабашная, изворотливая Дорина в «Тартюфе» Жана-Батиста Мольера, обманутая в тщетных ожиданиях семейного счастья Марта в «Каменном гнезде» Хеллы Вуолийоки, беззаветно любящая своего сына, жадная и злобная Простакова в «Недоросле» Дениса Фонвизина, сексуальная и обаятельная Жаклин в «Любви по-французски» Марка Камолетти...

- А ведь всех этих ролей могло и не быть. Вы же не собирались стать актрисой?

- В детстве я мечтала стать балериной, поскольку очень любила танцевать, но из-за травмы ноги эту идею пришлось забыть. В театральное училище попала случайно. Знаете, как это бывает: подружка позвала с собой за компанию, почему-то считала, что я принесу ей удачу. В итоге она не прошла и первый тур, а я поступила и окончила Свердловское театральное училище с красным дипломом.

- Ваши героини очень разные. Коллеги отмечают, что вы обладаете яркой сценической внешностью, пластичностью, богатым по тембру и интонациями голосом, чувством ритма и музыкальностью. Вы много времени уделяете тщательной проработке деталей образа: походке, характерным жестам, костюму, гриму. Как вам удается вживаться в роль?

- Актеры - это люди с подвижной психикой, - с улыбкой ответила Ольга Цыплякова. - Работая над ролью, использую свои наблюдения, хранящиеся в заначках. Мы ведь не просто живем, а подсматриваем за другими, складываем все в копилочку, чтобы в определенный момент достать оттуда нужное. Плюс во время подготовки к спектаклю нахожусь в материале, во взаимодействии с другими персонажами. Подключается мотивировка: почему моя героиня поступает именно так, что ею движет, отсюда и идет выстраивание характера, поведения персонажа. Необходимо вчитываться, изучать пьесу целиком, а не только свою линию. И потом постоянно ходишь, осмысливаешь. Этот процесс не останавливается ни на минуту. И когда все впиталось, понимаешь, что текст возникает в голове сам по себе, ложится на твою психофизику. Тяжело объяснить: актерская кухня очень сложная. Работаем с мучением, нервным напряжением, своим организмом, естеством. Этим и пользуемся в работе. Тратим сердце, душу, нервы. Другого у нас нет. Музыканты играют на инструментах, а у нас в качестве инструмента - душа, глаза, уши, другие органы чувств. Одним словом, мы сами.

В «Фантазиях Фарятьева» актриса сыграла роль матери Александры.

А вот переход из игры в жизнь - сложный процесс. Необходимо вовремя выйти из роли, иначе ведь и с ума можно сойти. Как правило, после спектакля полночи точно не сплю: анализирую, прокручиваю, может, что-то новое добавить или где-то была неточность. Обращаю внимание на аспекты и провожу конкретный жесткий анализ. А утром просыпаюсь и говорю себе: «Так, все, откладываем».

С мечтой о «Саде»

- Количество сыгранных вами ролей близится к ста. У вас есть мечта воплотить на сцене какой-то определенный персонаж?

- Хотелось бы поработать с пьесой Антона Павловича Чехова. Именно с крупным материалом. Например, в «Вишневом саде». Кто знает, может быть, моя мечта осуществится.

- Существует выражение «Не сотвори себе кумира». Но наверняка есть актрисы, чьим творчеством вы восхищаетесь.

- Для меня эталоном настоящей русской актрисы являются Алиса Фрейндлих и Инна Чурикова. Обожаю их, отслеживаю работы. Они везде разные. Это удивительные актрисы с большими возможностями, с богатой палитрой выразительных средств. Очень органичны и во всем правдивы. У таких профессионалов надо учиться, следить за их работой.

Сейчас Ольга Цыплякова задействована в 15 из 25 спектаклей текущего репертуара. Такая востребованность - яркий показатель профессионализма и таланта актрисы.

- Есть такие артисты, которые заставляют режиссера, глядя на нее, думать о том, что она может сыграть, и выбирать роли для нее. Для Ольги Цыпляковой я лично готов выбирать роли всю жизнь, - сказал режиссер-постановщик театра Федор Чернышев.

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.06.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,523876,092679,647873,8708
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня