Чувство излома жизни, потерянности в этом мире, бесконечного страдания, а затем утешения и надежды... Очень многое можно услышать в музыке Альфреда Шнитке, надо только позволить себе слышать. Многие считают эту музыку сложной. Она раскрывается либо большому знатоку и любителю творчества Шнитке, либо тонким натурам, готовым принять всей душой те чувства, которые хотел донести до нас композитор.

Выбор произведения этого выдающегося творца, да еще в самом начале концерта - знак доверия публике, стремление поделиться сокровенным, приглашение к сопереживанию. «Трио-соната» Альфреда Шнитке в минувший понедельник открыла выступление в областной филармонии камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением народного артиста СССР и РФ, лауреата множества премий и наград, непревзойденного альтиста-виртуоза и всемирно известного дирижера Юрия Башмета.

Концерт прославленного коллектива под руководством блистательного маэстро дал старт традиционному фестивалю «Мелодии Арктики», который проводится в филармонии с 2013 года. Фестиваль объявил открытым губернатор Андрей Чибис. Он пожелал зрителям самых приятных впечатлений от музыки и подчеркнул, что принимать музыкантов мирового уровня - всегда огромная честь для нас.

Юрий Башмет поблагодарил главу и правительство области, компанию НОВАТЭК за отличную организацию гастролей и прекрасный прием.

- У нас правило такое - ехать туда, где тебя ждут. Мы у вас уже были и хорошо помним тот теплый прием, который нам оказала публика, а также представители власти, - сказал Юрий Башмет.

Впервые ансамбль «Солисты Москвы» выступил на сцене Мурманской филармонии в 2017 году, так что нынешнее доверие заполярной публике основано еще на впечатлениях от того визита, и оно оказалось вполне оправданным - «Трио-сонату» слушатели приняли очень хорошо.

В число известных всем и каждому классических произведений входит 24-й каприс Никколо Паганини. Этот мировой суперхит скрипичного репертуара исполняется настолько часто, что многим успел и поднадоесть. Юрий Башмет и замечательные музыканты его ансамбля предложили другую версию - «Отражения темы 24-го каприса Н. Паганини» молодого российского композитора Кузьмы Бодрова.

Исполнение было выстроено, как настоящее шоу. Вначале маэстро Башмет обозначил до боли знакомую тему каприса на своем божественном альте, а затем музыканты, поочередно вставая, демонстрировали авторское прочтение темы в стиле великих композиторов прошлого - Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева и Берга. Скрипачи Андрей Поскробко, Арина Шевлякова, Ольга Колгатина, Кирилл Кравцов и Михаил Ашуров на деле продемонстрировали, что название ансамбля «Солисты Москвы» - не пустой звук, каждый его участник может с блеском выступать соло.

В общем, «Отражения» - это изысканное блюдо для настоящих музыкальных гурманов, и мурманская публика распробовала его как следует. Доказательством стали долго не смолкающие оглушительные аплодисменты и крики «браво».

Программа второго отделения из произведений Чайковского часто исполняется «Солистами Москвы». Ноктюрн ре минор для альта и струнных заставил забыть обо всем на свете и увел куда-то в мир прекрасных грез. Гениальную музыку Чайковского альт работы миланского мастера XVIII века Паоло Тесторе, повинуясь магическим пальцам маэстро Башмета, словно бы рассказывал лично каждому из сидящих в зале, делясь только с тобой щемящей и светлой грустью бессонных ночных размышлений.

Яркие южные краски, задорные пляски, синева итальянского неба и строгость старинной архитектуры - все это нашло отражение в струнном секстете «Воспоминания о Флоренции». Там, в Италии, Чайковский был счастлив, и это ощущение счастья «Солисты Москвы» и Юрий Башмет через 130 лет передают нам.

Долгая овация, цветы от губернатора и от многих восторженных зрителей стали наградой музыкантам за их удивительное искусство. Грустно было расставаться с праздником музыки, но теперь мы знаем секрет: Башмет приезжает туда, где его ждут. Что ж, будем ждать изо всех сил, и Юрий Абрамович приедет. Обязательно приедет!