23 января театры Мурманской области открылись для зрителей. Уверен, что радостный выдох раздался из уст многих северян, особенно - родителей. Мам и пап, которые больше девяти месяцев не могли с детьми сходить в театр, филармонию, кино …. Перечислять список закрытых для посещения учреждений можно долго.

Что у нас в арсенале?

В это непростое время пришлось включить весь арсенал родительской любви и терпения к своим малышам, чтобы не сойти с ума в четырех стенах вынужденного домашнего карантина. И дело не только в банальной скуке. Для полноценного развития ребенка просто необходимо знакомить его со всем разнообразием культурной жизни мира. Смотрим мультик «Синий трактор» на «Ютубе»? Хорошо, но есть еще телеканал «Карусель», а иногда и «Культура». Скачем по комнате на радость соседям снизу под детские песни про «Ягодки, ягодки, ягодки, вкусняшки»?

Иногда можно по выходным также включить утреннее радиошоу «Хочу все знать» на «Маяке». Или там же послушать выпуски непревзойденной советской образовательно-развлекательной программы «Радионяня». Гуляем и катаемся на горке? Прекрасно, но иногда можно и в художественную галерею на выставку заглянуть. Это все звучит, конечно, весьма идеалистично и местами кажется немного наивно.

Как молодой папа знаю, что далеко не все из вышеперечисленного можно воплотить в жизнь, однако что же теперь сидеть, опустив руки и повесив нос? Надо стремиться вперед - к светлому будущему. Малыми шагами преодолевать трудную и извилистую дорогу под названием «полноценное развитие человека». И, конечно, весьма печально, когда наполеоновские планы молодых родителей перечеркивает пандемия. Но зато какая радость и облегчение приходят потом, когда наши учреждения культуры потихоньку, при строгом соблюдении санитарных мер, начинают принимать заждавшуюся и изголодавшуюся публику.

«Барто пожаловать» (0+).

Среди тех радостных северян, кто в минувшие выходные спешил в театры, был и я с женой и сыном. Для недавно отметившего двухлетие Савелия это был первый официальный выход в люди. Восторг от смены обстановки накрыл парня уже в фойе театра кукол - он принялся пристально изучать обстановку в коридоре и людей, ожидавших первого звонка, приглашающего в малый зал, а также застенчиво знакомиться с подругой папы - актрисой Татьяной Смирновой и ее дочкой Соней.

Но вот в руках заслуженной артистки России Натальи Петруниной зазвенел колокольчик и начался спектакль «Барто пожаловать» (0+). Савелий в окружении мамы и папы водрузился на несколько подушек, положенных на сиденье, и обалдел. На полчаса малыш, широко раскрыв глаза, а иногда и рот, окунулся в мир зайки, оставшегося без хозяйки, Тани с ее мячиком, болтуньи Лиды, с ее нагрузками по-немецки и по-русски, бычка, который все качается, и многих других персонажей произведений культовой советской поэтессы Агнии Барто.

Неоднозначная царица детской поэзии

Книги Агнии Львовны есть практически в каждой читающей семье. Ее стихотворения, а первые книги Барто «Китайчонок Ван Ли» (0+) и «Мишка-воришка» (0+) были изданы в 1925 году, уже почти столетие заучивают наизусть тысячи детей, а вместе с ними и родители. Благодаря простому детскому языку четверостишья хорошо слушаются и очень легко запоминаются малышами. Хотя, сразу оговорюсь, у меня к самой личности писательницу весьма неоднозначно отношение. Она, например, активно участвовала в травле Корнея Чуковского, который подвергся гонениям в сталинскую эпоху. В 1930 году Барто и ещё 19 писателей подписали открытое письмо против народных сказок и сказок писателя. Так, «Мойдодыр» (0+) обвинялся в оскорблении чувств трубочистов: «Нельзя давать детям заучивать наизусть: „А нечистым трубочистам - стыд и срам, стыд и срам!“ - и в то же время внедрять в их сознание, что работа трубочиста так же важна и почётна, как и всякая другая». Барто писала экспертные заключения на процессе литераторов, тайно передававших на Запад свои произведения, диссидентов Синявского и Даниэля, доказывая антисоветскость их текстов. В 1971 году она даже выступала обвинителем на процессе исключения поэта и барда Александра Галича из Союза Писателей СССР. И при этом явилась автором масштабной акции по поиску родственников, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Агния Львовна стала вести на радио «Маяк» программу «Найти человека». Зачитывая письма от людей, оставшихся без родных, она за 8 лет существования программы смогла объединить около тысячи семей. Когда программу закрыли, Барто написала документальную одноименную повесть «Найти человека», опубликованную в 1968 году. 

Судьба Барто – пожалуй, прекрасно отражает судьбы многих советских граждан, которые были сжаты ежовыми рукавицами в период правления Сталина, затем немного передохнувшие при хрущевской оттепели и постепенно погрузившиеся в брежневский анабиоз. И выступать в роли судьи – все таки дело не благодарное. Поэтому, вернемся, пожалуй, в Мурманский театр кукол....

Постановка «Барто пожаловать» (0+) (режиссер - С. Озерская, художник - А. Запорожский, композитор - П. Макаров, художник по свету - А. Кузнецова, анимация - А. Башаев) стала дебютом для молодых артистов, выпускников Екатеринбургского театрального института Николая Мирошниченко и Александры Ивановой, которые пришли в труппу в сентябре. Театр вынужденно прекратил принимать зрителей, с декабря спектакли шли онлайн. Зрители увидели «Муха-Цокотуху» (0+), «Кошкин дом» (6+), «Снежную королеву» (6+) и «Барто пожаловать» (0+). Так что новые актеры впервые предстали перед заполярным зрителем в Интернете и лишь в минувшие выходные - наконец традиционно, живьем.

 

Юный Савелий внимает.

Если играть, то на улице

- В постановке мы старались донести до юных зрителей такую мысль, что надо чаще выходить играть на улицу. А родителям хотели напомнить их дворовое прошлое, чтобы они тоже не забывали уличные игры и во время интерактивной программы пошумели с нами, - пояснил Николай Мирошниченко.

- Очень не хватало живого общения, хотелось видеть эти маленькие горящие глаза, которые смотрят на тебя во время интерактива. Слышать гул детей, когда они кричат ответы на загадки вслух - это все равно живые ощущения, которые не передашь через экран. Я думаю, это и зрители понимают, потому что, когда сидишь дома, развалившись в кресле, это совершенно не равнозначно походу в театр. И мне мое боевое крещение понравилось: детки слушали, слушались, хорошо реагировали. Интерактивная часть прошла очень успешно, потому что все равно есть небольшие опасения: а вдруг будут молчать, не ответят на вопросы, и в зале повиснет тишина. Но все прошло великолепно, - уверена Александра Иванова.

Восторженная реакция детской публики - идеальный показатель успешности спектакля. Могу смело сказать, что и в сердце моего сына уже появились теплые чувства к нашему старейшему профессиональному театру. Думаю, не стоит откладывать следующий визит сюда, стоит продолжить знакомство с чудесным миром мурманских кукольников.

Ожидается, что если все будет хорошо, то в апреле труппа посетит с гастролями Апатиты, Кировск и Мончегорск. А в июне мурманчане поедут в Котлас и Санкт-Петербург.