Строго на Север

Суровая и мягкая, строгая черно-белая и игривая розово-сиреневая - Арктика видится всем нам по-разному. Свой взгляд на нее и у художников. К тому же многие мурманские живописцы и графики побывали в самых суровых краях во время творческих командировок. Результатом стали картины, которые северяне и гости края могут увидеть на выставке в областном художественном музее.

Владимир Кумашов. «Караван» (1993 г.).

- В апреле этого года мы проводили масштабный проект «Строго на Север», который разместился на всех площадках нашего музея. В его рамках зрители знакомились с художественным освоением Севера рубежа XIX - XX веков. Мы тогда говорили о Константине Коровине, Валентине Серове, Александре Борисове. Также затронули период середины прошлого века, в том числе и мурманских авторов, - рассказала старший научный сотрудник отдела фондов музея Ольга Кузьминых. - И тогда же родилась идея создать более камерную экспозицию, на которой будут представлены в основном произведения мурманских художников, для которых Арктика стала мотивом для творчества. Название мы взяли из чудесного стихотворения Надежды Добычиной «Край, где смыкаются небо с землей».

Ольга Кузьминых.

Большую часть экспозиции составляют работы из собрания областного художественного музея: произведения легендарной творческой группы «Арктика», которой в прошлом году исполнилось 40 лет со дня основания и чьим идейным вдохновителем является известный мурманский художник Арви Иванович Хуттунен. Группа «Арктика» прошла на судах семь морей арктического бассейна от Мурманска до бухты Провидения, совершила несколько переходов по трассе Северного морского пути с 1978 по 1986 год. Находясь под магическим обаянием Арктики, все художники работали с восторгом.

Не только брать, но и отдавать

Однако посетители могут увидеть не только произведения авторов, отправляющихся в творческие командировки с этой группой. На выставке представлены работы и других мастеров: например, московского художника Константина Назарова, который в 60-х годах прошлого века был в Арктике, столичного искусствоведа Маргариты Хабаровой, работающей в технике горячей эмали, а также уникальное изделие из кости, созданное архангельским художником Ильей Хабаровым.

Илья Хабаров. Ваза «Освоение Арктики» (2017 г.).

- Любопытно, что полярные просторы волнуют художников сегодня ничуть не меньше, чем сто лет назад, - продолжила Ольга Кузьминых. - Не так давно на Неделе современного искусства в Санкт-Петербурге свои работы показывали современные авторы. Среди них Ася Маракулина, которая ездит в творческие командировки на Шпицберген, создавая творческие послания, соединяя суровую монументальную Арктику с Большой землей. В суровой скромной полярной природе, в образах людей, живущих на этой земле, художники показывали и показывают красоту и значительность жизни.

Отправляясь в Арктику, художники считают, что нужно не только брать у нее - эмоции, силу, но и что-то отдавать, производя культурный и духовный обмен. Многие авторы видят свою миссию в популяризации темы северного региона, демонстрируя свои произведения на художественных выставках, в фильмах, литературных зарисовках. По признанию специалистов, сейчас даже юные мастера кисти уверены, что Арктика является славой России, поэтому о ней нужно говорить.

Виталий Бубенцов. «На острове Шпицберген» (1992 г.).

Как и на рубеже веков, и в ХХ, так и в наше время на Север приезжают не только полярники, но и мечтатели, путешественники, которые считают, что ценность и хрупкость жизни можно почувствовать именно в Арктике.

Нежность и космос

Готовясь к выставке, работники музея попытались рассказать посетителям несколько историй. Стоит заметить, у них это отлично получилось. Так, произведения подобраны с большой любовью и памятью к мурманским художникам. Пример тому - картина «Караван» Владимира Кумашова, недавно ушедшего из жизни. Автор изобразил суда и идущий из их труб дым. Но он не белый или серый, как мы привыкли видеть, а разноцветный - фиолетовый, зеленый, очень похожий на радугу или северное сияние.

Другая история - полярное утро. Это время представлено на полотнах Арви Хуттунена и Анатолия Полищука. Так, в работах Арви Ивановича крайне сложно найти белый цвет, художник выбирает совсем другой колорит: его льды розовых и лиловых оттенков. Художник играет самыми разными красками, и в этом, пожалуй, уникальность его истории. Кроме того, к особенностям стиля художника можно отнести умение простое делать сложным: казалось бы, он пишет глыбы льда, но под его кистью они создают почти космический сюжет.

Владимир Скокленёв. «Радуга во льдах» (1991 г.).

История северного сияния и еще одного уникального природного явления - радуги в полярных льдах также можно увидеть и узнать на выставке. Затрагивают художники и историю присутствия человека в Арктике. Кто он? Охотник и завоеватель, как на полотнах Константина Назарова, где мы видим людей, ждущих тюленей для забоя? Или летописец удивительной хрупкой истории, как у Тамары Ивановны Зуевой? Ее картина «Цветы и камни. Арктика» наполнена женской тонкой изящной энергией. Автор не раз говорила с сожалением, что, когда бульдозеры и вездеходы снимают культурный слой, флоре приходится восстанавливаться десятилетиями. Произведения мурманской художницы, созданные во время поездок, не суровые, монументальные и холодные, а нежные, легкие акварели, от которых исходит ощущение объема и пушистости, причем не только в цветах, но даже в камнях.

Выставка «Край, где смыкаются небо с землей» работает в главном здании областного художественного музея на улице Коминтерна до 29 декабря.