...После спектакля художницу, рисующую песком, окружили дети. И пришлось ей показывать юным мурманчанам, как получаются на матовом стекле цветные песчаные картины. Они только что видели этот фокус на огромном экране за сценой, но наблюдать вблизи собственными глазами, как рождается настоящий, по сути, мультфильм, - это совсем другое дело!

Лиха беда начало

Три дня подряд в нашей филармонии был аншлаг. В новогодние каникулы здесь шло необычное представление сказки «Щелкунчик» московской художницы Анны Ивановой в сопровождении мурманского квинтета «Легкие люди».

Строго говоря, в афише была указана другая художница - Лилия Чистина, запомнившаяся северянам еще в прошлом году песочным спектаклем «Маленький принц» по притче Экзюпери. Но, как пояснила мне Анна, коллеге не оставить в столице маленькую дочку, которой нет еще и года.

Рисование песком, или санд-арт по-научному, - направление в современной живописи относительно новое. Зародилось лет тридцать назад в Штатах как эффектное зрелище при проведении разнообразных шоу-программ. Однако теперь получило признание и как нескучный метод работы с детьми в образовательных и развивающих целях.

Анна Иванова окончила факультет графики Суриковского института, песком увлеклась еще на втором курсе.

- Тогда этому в художественных вузах не учили, а сейчас мне и самой приходится преподавать песочную анимацию в детских художественных студиях, - поясняет королева песков.

Впервые Анна увидела песочную живопись в видеоролике лет семь назад, когда нынешние отечественные корифеи санд-арта Ксения Симонова и Артур Кириллов показывали чудеса оживления простого мелкого кварца. Даже первый свой станок для подобного рисования Анне пришлось изготавливать самой. Но лиха беда начало!

Евгений Попов и Екатерина Охраминская.

Художественная баня

Более двухсот лет назад немецкий сказочник с длинным именем Эрнст Теодор Амадей Гофман сочинил новогоднюю историю «Щелкунчик и Мышиный король», словно предвидя нынешний Год грызуна.

Второе рождение сказка получила в 1892 году, когда Петр Чайковский положил ее в основу либретто своего последнего балета «Щелкунчик», ставшего танцевальной поэмой о детстве, первой любви и победе добрых сил. Любопытный факт: с 1966 года этот балет ежегодно 31 декабря идет на сцене Большого театра, став для публики своего рода походом в традиционную художественную баню накануне Нового года.

Но нас более интересуют 1973 год и студия «Союзмультфильм» с замечательным мультиком режиссера Бориса Степанцова «Щелкунчик», удостоенным тогда, к слову, первой премии на международном кинофестивале детских фильмов в Испании. Принцип его построения схож с тем, что мы увидели на сцене филармонии: под музыку Чайковского разворачивалась сказочная фантасмагория.

Но в том-то и дело, что мультик рождался на наших глазах! То-то детишки в переполненном зале сидели с открытыми ртами.

Анна Иванова стояла в темноте в углу сцены над большим ящиком, внутри которого горела подсветка, сыпала песок на матовое стекло, рисовала пальцами, смахивала ладонями в сторону и принималась за новый эпизод. Белый кварцевый песок ей привозят с пляжей Севастополя, она его просеивает и окрашивает акриловыми красками. Над ящиком закреплена видеокамера, транслирующая каждое движение рук художницы на огромный экран за сценой.

А в это время мурманский ансамбль в составе скрипача Евгения Попова, виолончелистки Екатерины Охраминской, пианиста Петра Макарова и ударника Виталия Кондакова, игравшего и на ксилофоне, исполнял музыку из балета Чайковского.

За музыкальное сопровождение я бы поставила пять с плюсом! - заметила после спектакля песочная художница.

Екатерина Ефремова.

Добро пошло на штурм

Пятым «битлом» в составе квартета стала Екатерина Ефремова, хорошо поставленным голосом и, как дети говорят, с выражением читавшая в микрофон легендарную сказку. Да и как иначе? Ведь она - одна из ведущих актрис нашего кукольного театра.

- Технология подготовки подобных спектаклей с приезжими художницами у нас отработана до мелочей, - рассказывает Екатерина. - Мы с ребятами собираемся, подбираем музыку. Вы обратили внимание, что, например, в этом спектакле звучал не только Чайковский, но и Сен-Санс, и Хачатурян, и даже Шнитке? Мы хотим уйти от шаблона. Я подсократила текст сказки, она у Гофмана по размеру, как повесть. А ведь нам надо уложиться вместе с музыкальными номерами и репликами не более чем в час, иначе внимание детской аудитории не удержишь. Затем мы репетируем, проводя хронометраж каждого эпизода до секунды, и отсылаем его художнице в Москву. А уже в Мурманске перед спектаклями проводим один прогон и подчищаем мелочи…

По словам актрисы классического кукольного театра, идея песочной анимации очень плодотворна, а живая работа художницы просто потрясает.

Певица и гитаристка в душе Екатерина Ефремова тоже не смогла промолчать. В заключение спектакля вместе с Екатериной и дети, и родители, обнявшись, спели песню о том, что добро всегда должно побеждать.