Он еще и художник?

В столице Заполярья - тьма полярной ночи. А в отделе областного художественного музея - Культурно-выставочном центре Русского музея, что находится в здании филармонии, неожиданно ярко бушуют багряно-золотые краски осени, тянется вверх зеленая крона ладожских сосен, волнуется синее море и стынут серо-голубые льды Арктики. Это - картины Виктора Конецкого, писателя, которого многие помнят и любят. Но знают ли его как художника?

Картины, фотографии, семейные реликвии Виктора Викторовича предоставила музею его вдова - Татьяна Акулова-Конецкая.

- Не буду скрывать: выставка Виктора Викторовича в Мурманске - событие очень важное и глубоко личное для меня, - обратилась она к посетителям, открывая мероприятие. - Мы назвали ее «Путь к причалу». И не только потому, что так называется одна из его лучших книг и фильм, снятый по этой повести, но и потому, что его путь в море продолжается. В первую очередь как писателя, а теперь уже и как художника. Вот подходили ко мне сегодня капитаны и говорили: «Мы знали, что Виктор Викторович хороший штурман, капитан, знали, что он прекрасный писатель - на его книгах воспитывались целые поколения моряков, но он еще и художник».

Виктор Конецкий. Рисунок Г. Данелии.

По воспоминаниям вдовы, в море супруг не писал своих работ - не до того было. А на берегу брался за кисти и холсты, когда море ему уже снилось, когда он тосковал по нему.

- Конечно, он очень любил Мурманск, - призналась Татьяна Валентиновна. - Ведь здесь он бывал с юности. Впервые, когда проходил практику на Северном флоте, затем служил в 441-м дивизионе аварийно-спасательной службы. Спустя три месяца после демобилизации ушел на перегон судов из Архангельска в Петропавловск-Камчатский.

...Тогда, в 1955 году, он писал матери: «Хорошо и правильно, что пошел в этот рейс. Нельзя киснуть в квартирном уюте...» В самом начале 1960-х Конецкий вернулся в Мурманск, уже сценаристом фильма «Путь к причалу» вместе с режиссером Георгием Данелия. Ну а потом, не бросая писательство, с 1964 года работал на различных судах, бороздил Арктику и моря Мирового океана.

На торжественном открытии выставки «Путь к причалу» в глазах рябило от обилия капитанских шевронов на синих мундирах. Первой от имени мурманских мореходов, лично знакомых с Виктором Конецким, выступила Людмила Тибряева.

- Виктор Викторович Конецкий подарил мне встречу в бухте Тикси, когда я была старшим помощником капитана. Наши суда - мой теплоход «Тикси» и его «Кингисепп» - стояли рядом, и нас свела производственная необходимость. Тогда была возможность приходить в гости друг к другу, и эти вечерние беседы были для меня очень дороги. Прежде всего тем, что он вспомнил нашу первую встречу двадцатилетней давности, когда сказал мне - девчонке: подумай, куда ты идешь! А в 2001 году мы увиделись уже как два капитана. Теплоту той встречи я храню всю жизнь. Сегодня у нас есть уникальная возможность познакомиться с живописью Виктора Викторовича.

Виктор Конецкий. «Ледокол». 1999 г. Холст. Масло.

Воспоминаниями о главном герое выставки поделились также почетный работник морского флота Виктор Блинов, заместитель председателя ассоциации капитанов ММП Александр Кастерин, директор областного художественного музея Ольга Евтюкова, начальник пресс-службы ММП Ирина Брянкина и другие.

Дар - «читать людей»

Сохранилась в памяти встреча с Конецким и у автора этих строк.

Интервью он давал неохотно. Но журналисту «Правды Севера» (тогда я там работала) отказать не смог, ведь с Архангельском его связывало очень многое. И первое, что я увидела в скромной квартире на Петроградской стороне (было это 34 года назад), - его акварели - алые маки, голубые льды Арктики. Сильные, чистые, нежные краски.

- Если бы не война, я обязательно стал бы художником, - сказал он тогда. - До сих пор помню, как в вечернем классе художественного училища на Таврической улице рисовал засохшие осенние листья, золотые купола Никольского собора в синеве небес. И как только садился за мольберт и окунал кисточки в краску, время останавливалось. А писать... Я стал писать потом, это просто органично заменило рисование.

В квартире Конецкого я увидела множество уникальных вещей. Шахматы, которыми играл Алехин, осенний лист под стеклом, который хозяин квартиры рисовал когда-то, старинную статуэтку балерины. Это в память о матери, которая в свое время танцевала в знаменитой труппе русского балета Сергея Дягилева.

А еще там было очень много книг. Шедевры русской и мировой литературы. Но тщетно я искала хотя бы полку с его книгами. Тогда ее в квартире на улице Ленина не было. Попалась на глаза лишь небрежно брошенная в уголок дивана маленькая книжка - португальское издание его ранней повести «Завтрашние заботы». Правда, название изменили - «Незнакомка из Архангельска». Карманное издание, из тех, что берут в дорогу, яркий переплет. С суперобложки чуть исподлобья глядит совсем юная девушка. Челка до бровей, халат, чашка в тонкой руке - с первого взгляда узнаваемая героиня повести Агния.

Виктор Конецкий. «Блокадный чайник». Акварель. 1944-45 гг.

Собственным корреспондентом Всесоюзного радио и центрального телевидения в те годы в Лиссабоне был Игорь Фесуненко. Он и привез из букинистического магазина на улице Милосердия эту книжку Конецкому.

- Вообще-то я эту вещь недолюбливаю, - признался Виктор Викторович. - Наивна, излишне литературна, традиционна по своему любовному треугольнику.

- А я в свое время из-за этой книжки бросила все и рванула из родного Челябинска жить в Архангельск, - вырвалось у меня. - В город с теплыми деревянными тротуарами, у причалов которого маленькие и большие суда ждут отхода в Арктику. Туда, где прозрачные белые ночи, где навечно прописались любовь и разлука, потому что это город моряков.

Наш разговор длился не один час. Об океанских походах и товарищах, о недавно ушедшем безвременно друге Конецкого (и его соседе), Олеге Дале, о трудностях морской и писательской профессий.

- Виктор Викторович, как вы относитесь к тем, кто считает профессию писателя приятной и праздничной?

- Пусть попробуют сами - по белой бумаге.

Простота в общении, легкий контакт, вроде бы совсем непринужденный разговор. Все это было. И в то же время был пронизывающий насквозь взгляд, острые и точные ответы, юмор, порой переходящий в сарказм, встречные вопросы, кажущиеся порой бесцеремонными. Лишь потом я поняла, что его бесцеремонность - это попытка пишущего человека проникнуть в душу собеседника. Понять, оценить, выхватить там главное. Высветить ярко и резко до беспощадности то, что составляет его суть. И - отложить в свою писательскую копилку, вдруг пригодится.

Выставка «Путь к причалу», которая открылась в рамках проекта компании «Норникель» - «Читаем Север», продлится до 20 января 2019 года. Всем, кому дороги море и удивительные книги Виктора Конецкого, следует посетить экспозицию. Чтобы узнать о нем нечто совершенно новое. И снова прикоснуться душой к его невероятному дару «читать людей». Поразиться точности его суждений и с новой силой влюбиться в его книги.