16.03.2017 / Культура

Никас САФРОНОВ: «Я закаленный парень»

Знаменитый художник побывал в столице Кольского Севера

Фото: Сергей Ещенко

Заслуженный художник РФ провел в Мурманске чуть больше суток. За это время успел дать несколько интервью, провести пресс-конференцию, открыть выставку, приобрести книги и пообщаться с северянами. А если учесть, что за два дня до прилета в Заполярье Никас Сафронов был в Бахрейне, то просто диву даешься, откуда берутся силы и как он все успевает. Загадка.
На пресс-конференцию в областной художественный музей живописец с мировым именем опоздал, но по вполне уважительной причине: заехал по пути в антикварный магазин, где приобрел фарфоровую тарелку для супруги друга.
- Там же мне подарили около шести сотен книг. Их можно бесплатно брать, а поскольку я курирую несколько детских домов, то подумал, что воспитанникам пригодятся издания. Поэтому пришлось задержаться. Примите мои извинения, - не успев войти в зал, сказал Никас Сафронов. - Я придерживаюсь правила, что человек живет во Вселенной три секунды, и за это время нужно сделать что-то хорошее, чтобы продлить эти мгновения и остаться в истории.
В Мурманск художник приехал уже в третий раз, однако свои работы выставляет впервые. Закрытых тем для мастера кисти не существует: «Я закаленный парень, спрашивайте, что угодно», - сказал он журналистам, однако вопросов практически не потребовалось: маэстро поведал присутствующим о своей благотворительной деятельности, которой уделяет немало внимания, да и пришел час открытия выставки.
После общения с поклонниками Никас Сафронов снова поехал в антикварный магазин - на сей раз присмотреть книги для своей библиотеки: художник коллекционирует сказки и старинные издания. После небольшого шопинга мы снова встретились со столичным гостем - на сей раз за ужином в ресторане. Туда он пришел вместе с директором антикварного магазина.
- Это Дмитрий Полежаев. Когда узнал, что я отвезу книги в детские дома и интернаты, предложил отправлять мне издания, которые ему будут приносить, - сказал Никас Сафронов. - Такое отношение к благотворительности радует, это мой человек. Я курирую несколько детских домов, в том числе и в деревне Вышки Ульяновской области, где жил мой отец и где я построил часовню Святой Анны в память о маме. В деревне есть детская библиотека, но маленькие жители уже перечитали все книги, поэтому новинки придутся весьма кстати.
Кроме поддержки детских домов и интернатов художник немало внимания уделяет медицинским учреждениям, где лечатся маленькие пациенты. Так, в Российской детской клинической больнице, где работает его друг Лео Бакерия, частенько проводят мастер-классы и сам Никас Сафронов, и его приятели - архитекторы Зураб Церетели и Александр Рукавишников. Вместе с детьми они рисуют картины, общаются.


- Откуда у вас такое желание отдавать?
- В детстве моя мама говорила: когда заработаете три копейки, одну отдайте на благотворительность, - поясняет художник. - Я отдаю полторы или две. Оставшегося мне хватает, чтобы жить нормально. Хочу работать еще больше, чтобы больше возвращать. Я учился много лет, поэтому обязан трудиться, отдавать знания, которые получил, делиться опытом. Когда человек пропивает свой талант, спускает его в унитаз - это трагедия для человечества. У меня нет специальных учеников, которые были бы помощниками. Даю мастер-классы, провожу творческие встречи, преподаю в университете.
- Что вы считаете залогом успеха? Каковы составляющие?
- В первую очередь - профессионализм. Нужно обладать полными знаниями в своей сфере, а известность придет. Во-вторых, обязательность. Не давайте обещаний, если не можете их выполнить. Это очень важно. Нужно, чтобы голова была надежна, как швейцарский банк. И, в третьих, духовность: необходимо быть позитивным, любить свою историю и страну, слушать мудрецов, читать притчи, вносить свою лепту. И надо с самого детства понимать, что жизнь дается один раз.
- Давайте поговорим о вашем творчестве. У вас есть анималистическая серия: портреты людей с головами животных и птиц. Что вы этим хотели сказать публике?
- Я очеловечиваю животных, показывая, что они наши меньшие братья. У меня много серий с животными. Знаете, я дружу с Николаем Николаевичем Дроздовым. Это очень даже по-буддистки духовный человек, никогда не позволит ни на кого поднять руку. В моем роду по матери были лекари, по отцу - священники, наверное, и поэтому во мне заложена христианская мораль: не убий, не укради. Природа настолько уникальна и не защищена! Будь моя воля, всех людей, которые охотятся, запустил бы в космос, чтобы они попали в бесконечную пустоту. А когда вернулись, то даже болота с лягушками показались бы им самым прекрасным на свете.
- У вас есть еще серия женских портретов с букетами вместо голов. Что это значит?
- Все просто: букеты - это люди-праздники, люди-салюты. Прямая метафора, поданная через носителя, иносказательная форма подачи человека, его энергетики, целостности. Знаете, в 1617 году Роберт Фладд написал черный квадрат и назвал картину «Великая тьма». Это было за 300 лет до Казимира Малевича. В 1882 году Пол Билход также изобразил черный квадрат под именем «Драка негров в подвале ночью». Потом Альфонс Алле нарисовал красный квадрат: «Сбор красных помидоров на фоне Красного моря», затем выставил чистый холст «Бледные девушки, идущие в снежную бурю». Художники так шутили, и только Малевич был честен со зрителем, назвал свое полотно «Черный квадрат», воздвиг в разряд величайших произведений ХХ века. Формы были использованы до него, но он попал в то время, когда стал актуален концептуализм, от абстракции до кубизма. Подача квадрата выступила как философия: старое искусство надо уничтожить, а новое еще не возникло.
- А в чем секрет гениальности «Джоконды» Леонардо да Винчи? Кажется, в Лувре есть не менее достойные картины.
- Ее секрет в известности. До 1911 года «Мона Лиза» даже не входила в 100 шедевров Лувра. Она не была великой, пока ее не украли из музея. Все газеты писали о краже, по всему Парижу были расклеены фотографии... Подозревали даже Пабло Пикассо. Полотно вынес итальянец Винченцо Перуджа, устроившийся в Лувр сезонным рабочим. Он вспомнил, что гады французы украли картину из Италии, и он как патриот обязан вернуть ее назад, восстановить историческую справедливость. Так к «Джоконде» пришла слава. Когда вещь становится знаковой, приобретает какую-то весомость, становится культовой, ее все хотят увидеть. Картина не хуже и не лучше других. А после выхода фильма «Код да Винчи» страховая сумма «Моны Лизы» поднялась с миллиарда до полутора евро.
- В вашем творческом багаже есть несколько полотен с изображением Моны Лизы: с усиками Сальвадора Дали, в старинной женской зимней одежде.
- Джоконда с усиками - это всего лишь дань Джоконде. Все творческие люди посвящают свое творчество каким-то событиям. К примеру, у всех художников есть Иисус Христос - от Микеланджело до Дали. Это интерес вокруг интереса, желание показать, как ты видишь ту или иную историю.
- Ну и в конце вопрос, конечно же, про женщин. Какую роль они играют в вашей жизни?
- Женщины всегда являлись источником вдохновения, без них я бы не состоялся. Я никогда не испытывал по отношению к представительницам прекрасного пола какой-то корысти. Наоборот, меня бросали, но я благодарен за это. Ведь если бы не такой опыт, не было бы меня. Женщина дает вдохновение. Я писал стихи, пытался быть лучше других, защищал, хотел сделать приятное. Отношусь к дамам очень трепетно и бережно. Все художники посвящают свое творчество женщинам: у Леонардо это «Джоконда», у Сандро Боттичелли - «Весна», у Рафаэля - «Сикстинская Мадонна». 80 процентов моих картин посвящены прекрасным дамам. Вы даете нам право родиться, реализовать себя, выступаете во многих ролях. Кстати, возвращаясь к «Моне Лизе». Она вместе с Жаклин Кеннеди стала дипломатом в отношениях между США и Францией. В 1962 году картину привезли за океан, чтобы сгладить напряженность между двумя странами, используя симпатии людей к жене американского президента. Во время вернисажа за два месяца картину посмотрели больше полутора миллионов человек, многие из которых в первый раз пришли в музей. После визита «Джоконды» французы вышли из НАТО и занялись собственной ядерной политикой.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.03.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
56,936461,810267,070864,8124
Афиша недели
Катастрофа в классическом стиле
Гороскоп на сегодня