На выставке художника из Мурмашей Александра Говорова в нашем художественном музее наверняка привлечет внимание его альтернативная обложка легендарной пластинки «Обратная сторона Луны» группы «Пинк Флойд». Казалось бы, какие могут быть возражения против знаменитой треугольной призмы с преломленным в ней лучом света? Но в том-то и дело, что свои обложки для самых выдающихся альбомов рок-музыки Александр начал рисовать еще в далекие 70-е, когда у большинства юных советских меломанов возможности увидеть оригинал не было.

Пальцы пахли уксусом

- Рок-музыкой я, как и большинство моих мурмашинских ровесников, увлекся в юности. Ну, вы же, наверно, помните магнитофонные бобины - от самых маленьких, на сто метров пленки, до самых больших, на полкилометра? Тип 2, тип 6, а потом и лакомый тип 9 на лавсановой основе. Пальцы тогда у меломанов пахли уксусом, которым пленку склеивали… - говорит мне Александр Говоров.

Мы сидим за кофе в его мастерской в родном поселке, в здании «Колэнерго», где любитель старинного рока вот уже 40 лет работает художником-оформителем. Какой музыкой звучат в его устах названия отечественных катушечных магнитофонов! Какими оттенками переливаются подробности приключений с бесконечными записываниями-переписываниями!

У молодых людей тогда почти не было доступа к большой рок-музыке. Пластинки западного производства в магазинах не продавались. Правда, штучные экземпляры в тот же Мурманск привозили моряки загранплавания. И этот факт серьезно поддерживал самодеятельную индустрию (другого слова воистину не подберешь) магнитофонной звукозаписи.

Особенно ценились на пленках так называемые первые копии, когда магнитофон записывал прямо с винилового диска. Хорошо шли и перезаписи с первых копий, когда писали с мага на маг. А вот третьи, четвертые и последующие, где соло на электрооргане не отличить от соло на саксофоне, были уделом тех, кто вовсе не имел знакомств в среде местных меломанов.

- Вы помните фабричные картонные коробки с пленками? На обратную сторону обычно списывали с оригинального альбома названия песен, а на лицевую наклеивали как украшение какую-нибудь фотку из красивой заграничной жизни. Удачей можно было считать групповой портрет самой рок-группы, любовно вырезанный из журнала «Ровесник», - размышляет Александр. - Но я с детства любил и умел рисовать, поэтому старался наклеивать какой-нибудь свой рисунок, который навевал записанный альбом. Именно тогда и появились рисованные наброски «Обратной стороны Луны», представленной на выставке.

Дно Туломы на закате.

Метод наложения

В начале третьего тысячелетия Говоров увлекся цифровой фотографией, пошли его фотовыставки районного, а то и областного масштаба. Вот и нынешняя выставка обложек - это собрание фотоколлажей.

- Люблю переслушивать «Обратную сторону Луны». Оригинальную обложку я увидел, да и то на фотографии, годы спустя, но в юности я проникся музыкой. Английские стихи мы, конечно, недопонимали, но нерв музыки вполне улавливали. Мне представлялся одинокий беззащитный голый человек, выбирающийся из трясины жизненных обстоятельств. И, как оказалось, я был недалек от идеи альбома, - продолжает Говоров.

В грязевой ванне.

Однажды на черноморском курорте наш художник обратил внимание на людей, принимавших грязевые ванны. Щелк-щелк фотоаппаратом. Чем не символический человек, карабкающийся из трясины? А роль этой трясины сыграл вполне мирный берег реки Туломы с оголившимся на отливе илистым дном. Как коренной житель Мурмашей, Александр знает, что приливы в Кольском заливе доходят по Туломе до самой плотины Нижнетуломской ГЭС, а наиболее рельефно дно реки выглядит на закате и восходе. Оставалось только соединить методом наложения в фотошопе два кадра, чтобы наполнить жизнью юношеский эскиз обложки:

- Упаси меня бог конкурировать с английским художником Стормом Торгерсоном, автором «спектрального» оформления! Его обложку «The Dark Side of the Moon» не так давно признали лучшей среди обложек альбомов всех времен. И мне запомнились его ностальгические слова: «Это было время, когда обложки виниловых пластинок еще что-то значили…»

Обложка «Обратной стороны Луны».

С точностью до секунды

Не менее интересна и история создания альтернативной обложки альбома «Cosmo,s Factory» 1970 года - любимого у Говорова альбома группы «Creedence Clearwater Revival». Как жадно начал я расспрашивать единомышленника о подоплеке замысла!

- В 1974 году меня призвали в армию. Служил в войсках ПВО на Диксоне. Сейчас это уже не секрет, но тогда в Арктике мы следили за радиосвязью американских самолетов-разведчиков со своими базами. В нашу часть поэтому призывали грамотных парней со знанием английского языка. Одним из них был сержант Дмитрий из Ленинграда. Большой знаток рок-музыки, мы с ним, бывало, использовали одну из мощных антенн в личных музыкальных целях - слушали лондонскую станцию «Радио-Люксембург», транслировавшую круглосуточный хит-парад лучших альбомов, - окунается в молодость Говоров.

Как оказалось, сослуживец обожал группу «Криденс».

- Увидев у меня неподписанную бобину альбома «Cosmo,s Factory», взял ручку и по памяти восстановил по-английски названия всех песен. И указал, как на обложке альбома, время звучания каждой с точностью до секунды. Фотографическая память! Он-то и пояснил мне смысл названия альбома. К космосу оно не имеет никакого отношения. Космо - это прозвище бас-гитариста Дуга Клиффорда, который и назвал студию-амбар под Сан-Франциско, где ребята записывали альбом, фабрикой.

На оригинальной обложке группа как раз и запечатлена на этой «фабрике», а Дуг Клиффорд, к слову, с бородой на велосипеде. Для своей же обложки Александр опять использовал метод наложения собственных кадров. В зоопарке Геленджика удачно снял жующего быка и поставил его на фоне старинного вагона узкоколейки, снятого на заднем дворе турецкого ресторана «Вагон». Получился символический образ музыкального стиля кантри-рок, который исповедовала группа «Криденс».

Александр наливает еще по чашке кофе и ставит нашу любимую композицию «Я слышал это сквозь виноградную лозу». Мы с ним и не подозревали в юности, что это английская идиома, перевести которую надо бы по-русски как «Я слышал это по сарафанному радио». В Калифорнии на уборке винограда женщины идут по рядам и сплетничают через кусты винограда…

А также в области балета

За 60 с лишним лет Говоров изучил всю подноготную Мурмашей. Старожил, что и говорить.

- Поселок стоит, считай, в лесу. Люди связаны либо с энергетикой, либо с авиацией. Вокруг живописнейшие озера, рядом Тулома-кормилица. Вот, посмотри, какой снимок я сделал на озере близ поселка. Никакого фотошопа! Готовая обложка для музыки к балету «Лебединое озеро». У меня она есть на виниле, но фирма «Мелодия» полвека назад выпустила ее в стандартном обезличенном конверте.

Да, удачный снимок. Птичье перо застряло в тростнике над водой.

Культовая, можно сказать, музыка нашего народа. Лебединая песня советской эпохи...