23.08.2004 / Культура

НЕЖДАННЫЙ КНИЖНЫЙ БУМ

Недавно в Мурманске увидели свет сразу десять новых художественных книг наших земляков - молодых литераторов. Случай небывалый. Даже в благополучные в сфере книгоиздания советские годы в столь короткие сроки (за месяц!) никогда не выпускали столь объемный "пакет" сборников прозы и поэзии. К сожалению, сделано это было без какой-либо помощи со стороны государства - финансовую поддержку при издании книг авторам оказал новый председатель областного отделения Союза российских писателей Михаил Игнатов. Сегодня мы представляем некоторые из только что увидевших свет изданий.

Интересно, что среди авторов книг трое представляют Североморск: Владислав Пеньков, Александр Акопянц и Горислав Мельников. А есть ведь еще Михаил Зверев, очередной стихотворный сборник которого сейчас готовится к печати. Уж и не припомню, чтобы столица Северного флота была столь достойно, весомо представлена в литературной жизни края. А ведь когда-то именно флотская столица исправно поставляла не только в Мурманск, но всей России серьезных, значительных мастеров слова. И Леонид Крейн, и Евгений Гулидов, и, отчасти, Борис Романов - вышли из местного ЛИТО "Полярное сияние".

Там же в те годы постигал азы стихотворчества и Николай Рубцов - никому пока неизвестный, незнаменитый матросик-дальномерщик с одного из кораблей СФ. Да только ли он? А Владимир Матвеев, а Виктор Коротаев, а Григорий Остер? Ряд этот можно длить и длить... Потом был долгий перерыв, с некоторым оживлением в конце 80-х - начале 90-х, когда вышли дебютные книги у меня и Дмитрия Ермолаева, живших тогда в Североморске. И вот - новая волна.

О Владиславе Пенькове я уже не раз писал. Он, безусловно, талантлив и интересен. При этом, как показалось на первый взгляд, его дебютная книжка могла бы быть и посостоятельнее, ежели бы собрать в нее безусловно лучшие стихи. Однако в нашем случае в сборнике читатель найдет не только золото, но и серебро, а то и вовсе разменную монету, медяки. Место "Ладони ангела" (так назвал книгу автор) действия большинства стихов не Мурманск, а Питер и Таллин. К этим городам Пеньков близок и поэтически: в его стихах то и дело звучат то Мандельштам, то Рейн (этот поэта, к слову, и с Таллином связан - работал и жил там), то еще кто-нибудь из нескончаемой обоймы питерских поэтов.

Предметное знакомство с русской поэзией - причем не только классической, но и современной - заметно и по стихам Александра Акопянца. Целый блок его книги "Тихий город" составили посвящения классикам и современникам: Тютчеву, Северянину, Владимиру Соколову, Борису Рыжему. Впрочем, и многие другие его стихи рождают ощущение вторичности, невольно возникает чувство повторения пройденного - словно уже читал это когда-то. Поэты, которых при этом вспоминаешь, самые разные - от Владимира Соловьева до Александра Розенбаума. Поразительно, между этими двумя именами - пропасть, а вот сошлись же в одной книге...

Отдельного разговора заслуживает сборник Игоря Руднева "Солнечная жатва", я же ограничусь лишь несколькими замечаниями. Стихи Руднева хороши, интересны, профессионально, порой не без изыска, сделаны. Главная тема книжечки - сексуальные взаимоотношения мужчины и женщины, явленные предельно откровенно, без стеснения. Как пишет в предисловии к "Солнечной жатве" Эльвира Болдырева, "ко всему окружающему его - саду, раскрытой книге, времени года, женщине - Игорь Руднев относится как должно относится к Прекрасному - с восторгом и нежностью любящего". Признаться, я был несколько озадачен такой оценкой. Вот уж чего-чего, а любовь-то в этих стихах еще найти надо, не очевидна она, любовь. Автора порой больше интересуют физиологические подробности ночных соитий, не чувства, не люди, а тела - без души и сердца. Здесь чаще правит не любовь, а, по словам самого поэта, "страсть темная".

Замечательно сделана книжечка Маргариты Березы - для Мурманска, пожалуй, это первый опыт подобного издания. Оформление и содержание сборника всецело соответствуют его названию - "Стихи, написанные на троллейбусных билетах?, убеждают нас, что это действительно так. Внешне книга обильно снабжена всевозможными "троллейбусными" атрибутами (от надписей "В парк" и "За рулем стажер" до объявлений "Конечная остановка. Просьба покинуть салон"), что так удачно иллюстрируют путь автора по городу в самом популярном в Мурманске транспорте. Содержательно - это подробный разговор не только о том, что видит поэт из окошка троллейбуса и внутри него, но и о том, что он чувствует. Чаще это белые стихи или верлибры, но не чуждается автор и рифмы:

Когда старые вещи усталые

Помогают - хрустя и скрепя,

Мне от жизни-то надобно малое -

Быть с тобой

И не быть без тебя...

Неплохо, согласитесь, хотя и несколько банально, но - светло и искренне.? Вообще же, как показалось, стихи, составившие сборник, уступают оформительским придумкам автора. Лучше бы, конечно, наоборот, но уж ? что есть, то есть.

Пожалуй, единственная из всех вновь изданных книг, которая совершенно разочаровала, это сборник Юлии Ивановой... Этакая причудливая смесь из Толкиена и поэзии скальдов. Все - от прочитанного и, как показалось, ничего своего. Самое печальное, в этих текстах нет жизни - мертвые стилизации, которые не вызывают сопереживания. За скальдами и кеннингами здесь не виден автор. Пустота - и скучно, и грустно. Тот случай, когда заставляешь себя дочитать стихи до конца - честно признаюсь, если бы не профессия, никогда бы не стал это делать.

А в остальных есть и вполне состоявшиеся, неплохие стихи, и отдельные удачные строчки. Несколько хороших вещей есть и в сборнике Юлии Стениловской "Краденые сны": "В городе, которому ни дна, ни покрышки...", "А она пришла ко мне незваною..." и некоторые другие. Но все же проза Стениловской мне кажется интереснее и состоятельней ее поэтических упражнений. Книга Болдыревой "Времена года" лучше, чем давняя большая публикация в альманахе "Площадь Первоучителей", но стихи, ее составившие, традиционны для Эльвиры - без открытий и взлетов, весьма посредственные. Впрочем, мне очень симпатична ирония, что неизменно присутствует во многих текстах Болдыревой - ценное качество, особенно когда проявляется она не столько к окружающему миру, но, в первую очередь, к самому себе.

Как бы ни было, замечательно, что все эти книги увидели свет. Разбирать их достоинства и недостатки отныне - дело литературоведов и критиков. У стихов и рассказов, которые их составили, теперь началась своя, независимая от авторов, жизнь. Дай Бог, чтобы была она счастливой.

Дмитрий КОРЖОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.08.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,306575,370279,455172,7763
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня