30.10.2004 / Культура

КАРАНДАШИ ИЗ ДЕТСТВА

Первые цветные карандаши она увидела в детском саду. Воспитательница раздала их ребятам рисовать, а Лора схватила в руки охапку: желтый, красный, голубой... Глаза разбегались от обилия цветов - и даже с соседом не поделилась. От обиды он плакал, ее стыдили, а она не могла разжать рук. Вспоминает сейчас, смеется: "Вот такая жадная была". Ее давняя знакомая Людмила Белозерова, мурманский фотолетописец, поясняет: "Не жадность это - творческая ненасытность. Как предчувствие желания творить."

Еще в школе учитель рисования заметил способности девочки, оставался с ней после уроков, занимался, готовил к поступлению в художественное училище. Но строгая мама сказала категорично: " Нет! Это не профессия для женщины". Перемучившись сомнениями, Лора Кисенко закончила ветеринарный техникум, политехнический институт и даже пыталась учиться на журфаке. Может, потому, что к тому времени открыла для себя бесценные возможности фотоаппарата. Он стал ее постоянным спутником жизни на долгие годы. Путешествия по странам и континентам пристрастили к слайдам.

Слайды, эти маленькие красочные картины большого мира, помогали проводить лекции, беседы со школьниками, студентами и со взрослой аудиторией. Лора Николаевна тогда много работала по линии общества "Знание", членом которого она была. С ней, побывавшей на Шпицбергене и в Мексике, Индии и Японии, Скандинавских странах, было интересно общаться. И не только потому, что много повидала, но и потому, что на все имела собственную точку зрения. А это ценится во все времена.

Лет двадцать назад Кисенко узнала, что в "кировке" открывается изостудия для взрослых. Это известие все всколыхнуло в ней, детские мечты вдруг обрели реальность: она может научиться, она будет рисовать! В изостудии Лора Николаевна по возрасту была самая старшая, впереди маячила пенсия. Но это ее не смущало: пенсия - это масса свободного времени для творчества, для поиска, для себя. И потому, как только стукнул полтинник, она тут же ушла, как говорится, на заслуженный отдых. Впрочем, отдых был не для нее. Работа над картинами, выставки - их с 1984 года было много в разных городах и странах - занимали все время. В восторге от Лориных натюрмортов и этюдов были японцы, они наградили мурманскую художницу дипломом и попросили оставить две работы в подарок музею.

Последние четыре года Лора Кисенко не выставлялась, и вот на днях в Мурманске открылась выставка работ самодеятельной художницы и очень самобытного человека Лоры Кисенко. На ней тридцать картин: портреты, натюрмоты, этюды. Многих работ на выставке нет. Они давно живут отдельной от их создательницы жизнью в частных коллекциях мурманчан, жителей ближнего и дальнего зарубежья. Порой, приезжая в гости к друзьям, она подолгу стоит перед картинами, сомневаясь: "Неужто это мои работы?" Они совсем иначе воспринимаются спустя годы на чужих стенах. И нужно подойти близко-близко, чтобы (не читая свой росчерк на полотне) почувствовать, узнать: мои!

Энергетика, наверно, особая. Именно о ней говорила посетительница выставки Тамара Молчанова, утверждавшая, что ее внук, двухлетний малыш, полюбил картину Кисенко, где изображена небольшая церквушка, каждый день гладит ее, приговаривая что-то свое. А Лора Николаевна, улыбнувшись, пояснила: "Я никогда не подхожу к холсту в плохом настроении. Маленькие дети это хорошо чувствуют".

Помещение для выставки старожила города художницы Лоры Кисенко (впрочем, как и для фоторабот Людмилы Белозеровой) любезно предоставил еврейский общественно-культурный центр "Сияние Хэсэда". Увидеть выставки до середины ноября можно будет в помещении центра на улице Загородная, дом 7.

Людмила ЛОПАТКО

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.10.2004

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня