19.02.2005 / Культура

НЕ ЗРЯ ЗВУЧАЛ РОЯЛЬ...

Тяжеленный рояль нужно было затащить на восьмой этаж. Грузчики, бережно неся инструмент, с трудом преодолевали тесные лестничные пролеты. В конце пути возле открытых дверей квартиры их ждал хозяин лакового гиганта. Работяги, тяжело стуча сапогами, затащили рояль в комнату, поставили, отдышались. "А ну-ка, сыграй что-нибудь", - обратились они к музыканту. Тот подвинул стул, быстрым движением откинул крышку с клавиатуры и выдал целый каскад звучных аккордов, а затем наиграл какую-то лирическую мелодию. Грузчики довольно заулыбались: "Ну, значит, не зря несли". В тот день за домашним роялем сидел композитор Георгий Каликин.

Эту маленькую историю рассказали коллеги Георгия Александровича по творческому объединению "Композиторы Заполярья", председателем которого он был когда-то. Добрые воспоминания звучали на вечере памяти под бокал шампанского, который подняли в честь дня рождения веселого, простого и очень талантливого человека. 12 февраля ему бы исполнилось семьдесят лет...

В Североморске и Мурманске прошли мероприятия, посвященные композитору. В областной научной библиотеке открылась выставка "Тобой воспетый край морошковый, России память сохранит". В стеклянных витринах - нотные сборники, грамоты от командования Сверного флота, черно-белые фотографии из домашних архивов. Вот отличный кадр: офицер Георгий Каликин аккомпанирует себе за роялем и поет. Лицо открытое и светлое, выразительный взгляд направлен в сторону невидимого нам слушателя.

- Этот снимок сделал знаменитый фотокор "Североморской правды" Виктор Матвейчук. Прямо на концерте Каликина, - рассказывает Вячеслав Бобров, нынешний председатель творческого объединения "Композиторы Заполярья". Много лет он был верным помощником и другом Георгия Александровича.

- Я служил в 1972 году в Североморске в военном ансамбле. А Каликин был тогда уже композитором, проводил творческие встречи, - вспоминает Вячеслав Яковлевич. - И вот однажды наш командир попросил подготовить две песни Каликина. Георгий Александрович пригласил наш ансамбль к себе на концерт. У нас был очень хороший баритон - Миша Сайченко. Мы с ним две песни выучили. Каликину понравилось, он нас потом очень часто приглашал к себе на творческие вечера. Затем я стал его "правой рукой" - заместителем по организационной и творческой работе. И этим до сих пор очень горжусь. Вместе устраивали поездки по гарнизонам, встречи, концерты. Он мне показывал и многие песни свои, советовался. Например, "Чудный вальс" рождался буквально на моих глазах. Он вообще был такой человек, который умел ценить музыкантов, не стеснялся к ним за помощью обращаться, не завидовал, если кто-то владел инструментом лучше его.

На выставке можно увидеть один из песенных сборников Каликина, вышедшего при жизни композитора, - "Берег вдали". Его рецензировала сама Александра Пахмутова. В своем отзыве она кратко и конкретно заметила: "Песни Каликина написаны профессионально, с прекрасным знанием стилистики песенного жанра". Композиторы были знакомы. И именно эта встреча, произошедшая в 1963 году, сыграла решающую роль в творческом становлении Георгия Каликина. Он решает продолжить свое музыкальное образование. Командование направило его в институт имени Гнесиных в Москву. За годы учебы он понял, что музыка - это не прихоть, а его призвание.

- Георгий Александрович написал дипломную работу о некоторых стилистических особенностях песен Пахмутовой, - рассказывает Вячеслав Бобров. - И, конечно, многому у Пахмутовой научился. Вообще, стилистика тех лет была для многих композиторов общей. Наше поколение воспитывалось на песнях Дунаевского, Соловьева-Седого, Блантера - на советской классике.

На вечер памяти в библиотеку пришли и те люди, которые знали композитора как доброго и обаятельного человека.

Нина Николаевна Потемкина, проработавшая четверть века в ловозерской библиотеке, познакомилась с Каликиным в 1967 году, когда тот приезжал в саамское село на гастроли вместе с поэтом Владимиром Матвеевым. Встреча запомнилась сельчанам. Нина Николаевна до сих пор бережно хранит старенькие вырезки из газет, посвященные Георгию Каликину, его сборник песен "Лейся песня флотская" с автографом композитора.

После окончания института Георгий Каликин продолжал служить на Северном флоте, писал музыку, выступал с концертами на кораблях, в войсковых частях, у пограничников, авиаторов. Был музыкальным консультантом газеты "На страже Заполярья". А основным жанром его сочинений была песня.

"На Мурмане август", "Берег вдали", "Край морошковый" - лирические композиции Георгия Каликина стали музыкальными символами нашего края. Но и здесь не обошлось без парадоксов. "Песни о моем городе" - последний сборник песен, готовый к печати, пролежал на полке десять лет. В него вошли десять наиболее известных произведений, посвященных Мурманску. При жизни композитора не нашлось денег, чтобы его опубликовать. И только спустя почти два года после смерти Георгия Александровича, благодаря заботам близких, друзей и коллег, сборник был издан. Спонсором выступил областной Дворец культуры.

Но кануло бесследно во времени получение звания заслуженного деятеля искусств. Восемь лет чиновники рассматривали документы Каликина и не вынесли никакого решения.

- А вот сейчас с мемориальной доской бюрократическая чехарда, - говорит Вячеслав Яковлевич. - Мы в Североморске открыли без всяких хлопот. Надеемся, что ко Дню города, в октябре, мемориальная доска Георгия Каликина будет установлена на здании музыкального училища, где композитор проработал более десяти лет.

Ольга ФЕОФАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.02.2005

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,685172,532977,108271,5747
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня