17.03.2005 / Культура

ЭПОХА ДЖАЗА, ИЛИ ЮБИЛЕЙ ДИКСИЛЕНДА

Если можешь вместить в себя эпоху - пронесешь ее с собой через всю жизнь, как бы быстро ни менялось время на политических и социальных циферблатах. Это удалось участникам кировского джазового коллектива "Норд", который на днях отметил свое 35-летие. Без ложной скромности они признают: "Таких, как наш диксиленд, не найдете на всем севере - от Петрозаводска до Северного полюса". Никто из кировчан и апатитчан такому заявлению не удивится, напротив - полностью согласятся. Для остальных с удовольствием рассказываем...

35 лет назад, в марте, на квартире одного из местных джазменов-любителей состоялось, если говорить официальным языком, организационное собрание будущего "Норда". Предшествовал ему приезд в Кировск Олега Демидова, ученик знаменитого в то время ленинградского джазмена Всеволода Королева стал преподавать высшую математику в вечернем филиале Ленинградского горного института. Демидов и воспламенил молодых людей идеей создания в городе диксиленда - самого традиционного джазового коллектива. Традиционен он как по стилю исполняемых композиций, так и по составу инструментов: труба, тромбон, кларнет, банджо, контрабас, барабан. Тогда в Кировске уже был свой биг-бэнд в составе большого инструментального оркестра. Однако диксиленд давал новые возможности - здесь слышен каждый инструмент, мелодия становится прозрачной, кружевной, легкой, дарящей радость.

- Мы сразу стали очень много играть, - рассказывает Анатолий Грабчак, бессменный руководитель этого коллектива (Демидов так и остался, как сейчас принято говорить, автором идеи. Какое-то время он был трубачом в диксиленде, но в конце 70-го года уехал в Мончегорск). - А первый концерт дали уже в первомайские праздники 1970 года, то есть спустя менее двух месяцев после того, как собрались впервые.

Среди них нет профессиональных музыкантов за исключением Юрия Кругликова, влившегося в коллектив в 80-е годы (он руководит детским музыкальным ансамблем при ДК ОАО "Апатит"), остальные всю жизнь трудятся на производстве. Анатолий Грабчак (фортепиано) уже 18 лет руководит цехом электроснабжения комбината "Апатит", Александр Сиволапов (труба) - мастер ООО "А-Строй" (дочернее предприятие "Апатитстроя"), Константин Титишов (ударные) - ныне пенсионер, в прошлом электрослесарь на обогатительной фабрике, Анатолий Брацун (тромбон) - до пенсии работал на комбинате "Апатит" машинистом. В 80-х годах пришли в коллектив Александр Назаров (контрабас), инженер-электрик, ныне преподаватель Хибинского технического колледжа и Юрий Сопегин (банджо) - старший механик автотранспортного участка железнодорожного цеха "Апатита".

Тогда, в 70-х, они ловили по ночам передачу "В мире джаза" на "Голосе Америки", записывали мелодии, делали их нотную расшифровку. А потом - импровизировали. Импровизация - душа джаза, а душа у музыкантов всегда поет...

Удивительное то было время. Джаз был бешено популярен, но официально зарегистрировать с ним отношения советское искусство не торопилось: джазовые коллективы именовались эстрадными, джазовых исполнителей не готовили в учебных заведениях. Ленинградцы завидовали тогда провинциалам, ведь те не находились под таким строгим контролем и могли исполнять на концертах для своих благодарных слушателей все что угодно. Так и осознаешь, что джаз и свобода - почти синонимы.

- Это было золотое время джаза, - вспоминает Анатолий Брацун. - Диксиленд постоянно гастролировал, участвовал в фестивалях, концертах. Мы были востребованы.

- В то бы время да теперешние возможности, - вздыхает Анатолий Грабчак. - Тогда же не было ни нот, ни инструментов хороших, а банджо и вовсе практически невозможно было достать.

Зато теперь появилась возможность приобрести шикарные инструменты. Ими, как и средствами на гастроли, обеспечило самодеятельных музыкантов родное предприятие - "Апатит". Эта поддержка, так сказать, постоянная составляющая успеха коллектива наряду с бескорыстной и преданной любовью каждого его участника к своему искусству.

- Я считаю, поддержка самодеятельных коллективов и пропаганда самодеятельного творчества среди детей и молодежи должны стать государственной политикой, - берет "серьезную ноту" Назаров. - Я, например, всю жизнь, со школы, играл в самодеятельности. Думаю, и меня, и многих моих друзей эта увлеченность спасла от каких-то неблаговидных занятий, в которые легко впасть пацану от безделья. Поддерживайте самодеятельность, и не надо будет специально выращивать "звезд" - они сами проявятся, заявят о себе.

...Да, 35 лет спустя остепенившиеся джазмены, оставаясь рыцарями той молодой джазовой эпохи, уже несколько иначе видят свои задачи. Конечно, дарить людям радость - остается для них главной целью, но не менее важным делом они сегодня считают музыкальное воспитание молодежи. "На днях выступали перед студентами технического колледжа в Кировске и видели, как заинтересованно они нас приняли, - говорят "нордовцы". - Ребятам нужно показать, что существует настоящая, живая музыка - альтернатива "попсе" и року.

На смену любительскому джазу пришел профессиональный, сменилась на дворе политическая погода, а наши музыканты все те же: "нисколько не постарели, только головы немного поседели". Их музыка по-прежнему легка и прозрачна, дарит людям радость и ощущение свободы.

Анна СЕРГЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.03.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня