19.03.2005 / Культура

НОВЫЙ "БЕРЕГ": БОГ - В ДЕТАЛИ

В феврале в областном центре увидел свет очередной номер литературно-художественного альманаха "Мурманский берег". Сегодня мы представляем новую книжку "Берега" читателям.

Начнем со стихов - их в свежем "МБ" немало. Однако поэтический раздел альманаха скорее расстроил, чем порадовал. Откровенно слабые стихи Нодара Минадзе. Тут же - старая, еще литинститутская, образца 1984 года, поэма Ивана Бессонова "Сирень". Ну, ладно, давно написана, но ведь средненькая, лишенная откровений да еще и уже опубликованная - в книге "Золото рыжих". Так стоило ли печатать снова?

От подборки Игоря Руднева, который запомнился по стихам в прошлом "Мурманском береге" и в дебютной книге "Солнечная жатва", осталось ощущение, что лучшее уже было напечатано раньше, а здесь автор публикует остатки - заметно слабее, на "троечку". Главная тема, как и прежде, взаимоотношения мужчины и женщины - тут Руднев неоригинален. Все те же лодыжки и губы, все те же "судороги чресел", все та же "страсть темная".

Удивило присутствие в альманахе стихов Юлии Ивановой. Рифмовать Юлия умеет - это да, с этим не поспоришь. Но стихи ее - пусты: без мысли и чувства, без жизни. Читаешь такое, и невольно возникает вопрос: зачем? Зачем автор трудился, рифмовал усердно, для чего и для кого? Возможно, самой Юлии это доставляет удовольствие, но стоит ли утомлять читателей рифмованной болтовней ни о чем?

Глоток свежего воздуха - публикации североморцев Владислава Пенькова и Александра Акопянца. Пеньков удивляет точной, говорящей деталью, глаз его верен - он многое видит, чего мы в суете не замечаем, проходим мимо. Он пишет, по собственному признанию, "чувствуя к деталям аппетит". Здесь и "плоскомордые кибитки" трамваев, и скамейки в парках - "резана бритвами летопись спинок", и "клубнично-ядовитая помада" смерти. А вот вам девочка, в четырех строчках - готовый, зримый портрет:

Узкая острая спинка,

Клавиши позвонков,

И скорбная плеч горбинка,

И пыльный мохер носков.

Мир, который Пеньков воссоздает в стихах, порой страшен, но это - наш, современный мир, тот, в котором мы живем.

Интересны и поэтические дебюты Михаила Лопинцева и Владимира Дерябина. Еще - стихи Ирины Грецкой, для которой эта подборка стала первой журнальной публикацией. Ее поэтические произведения просты, незамысловаты, им неизменно присуща мягкая, светлая ирония (в том числе и в отношении автора к самой себе). Выделю особо "Булочки", "А в Мурманске опять полярный день..." и "Танго. Женское агрессивное", хотя автор в стихах этих и страдает многословием - в руках опытного редактора они стали бы лучше, кое-какими строфами можно смело пожертвовать.

Как всегда, основателен и интересен Владимир Семенов. Стихи вот только все старые, в основном из едва различимого прошлого, когда у Владимира Петровича выходили книги не философские, но - поэтические...

По-новому открылась в очередном "МБ" Эльвира Болдырева. Если прежде ее стихи напоминали поэтические зарисовки, написанные с известной долей иронии - порой жесткой, близкой к сарказму, то в новых вещах поэтесса, как показалось, пытается осмыслить и окружающий мир, и себя в нем. "Точка опоры" - это словосочетание встречаем сразу в нескольких стихотворениях подборки. Видимо, не случайно то, что делает сейчас Болдырева, можно определить и как поиск этой самой "точки" - собственной темы, собственной, незаемной интонации.

Прозаический раздел нового "Берега" показался гораздо более интересным, хотя и здесь не обошлось без очевидных упущений и неудач. Скажем, "Утро втроем" Юлии Стениловской я бы не рискнул назвать прозой. Так - постмодернистские фокусы, словесные упражнения на тему: а как бы написали о застегивании юбки Буковски, Павич, Набоков. Кто там еще? Да не важно. Я рад, конечно, за автора, что ему знакомы особенности стиля упомянутых классиков, но как же скучно читать эти экзерсисы "на тему" - без мысли, без сердца, без нерва, без боли. Неужели молодой и, бесспорно, талантливой Стениловской не о чем писать? Да оглянитесь вокруг...

Чрезвычайно позабавила Надежда Телюк. Нет, не своими милыми байками рыжей кошки, а тем, что этот материал опубликовали сразу два альманаха "Мурманский берег". Один - тот, о котором идет речь, и - культурологический выпуск все того же "МБ".

Приятно удивил Андрей Иванов - его рассказ "Летом" отличает и хорошее чувство слова и ритма, и любовь к своим героям, что совсем не типично для современных писателей. Автор наблюдателен, хорошо, в деталях видит своих персонажей и умеет точно и зримо поведать о них читателям. И Наташа с мужем, и дядя Бодя, и кот по кличке Кот вышли у него живые, настоящие, а сама история получилась очень светлой...

Отдельного разговора заслуживает главная проза альманаха - роман-притча Ольги Андреевой "Сон-хель и сонгелы". Вещь интересная, порой - увлекательная, несмотря на переизбыток саамских и псевдосаамских названий и имен. Это - сказка для взрослых о некоей мифической земле Саамедна и ее жителях сонгелах. Сказка-то сказка, но основана она (в корневой, срединной своей части) на лопарском эпосе, от которого автор отталкивается, как от печки, и - вперед, "в незнаемое". Любопытно, но по форме, да и стилем изложения, это очень напомнило "Хазарский словарь" Милорада Павича. И происхождение самого текста не вполне понятно, и его автор неизвестен, и скроена книжка, как гипертекст - некоторые главки можно читать, вычленив из общей канвы, - ну, прям как в книге знаменитого серба. К сожалению, в девятой книжке "Берега" лишь журнальный вариант этой вещи, да и тот - не полностью. Так что судить о "Сон-хель..." пока рановато - дождемся концовки.

Дмитрий КОРЖОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.03.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня