13.05.2005 / Культура

ДУША ТАК РАДОСТНО ВЛЕКОМА...

Многие годы привлекала в этой очаровательной женщине какая-то невысказанность. Еще больше - умение сохранить неповторимую индивидуальность под давлением среднего уровня. Иногда приходило ощущение, что духовные богатства Ольги Александровны столь велики, что без особых усилий проецируются на ее воспитанников. И под этим благодатным воздействием юные таланты быстро вызревают.

Уже двадцать семь лет Ольга Плотникова, завуч североморской детской художественной школы, открывает мальчишкам и девчонкам многокрасочность мира и учит держать в руках кисть. Это нелегко. Переступив через пресный рационализм, нужно успеть докопаться до божьей искры в ребенке и не дать ей угаснуть.

ТВОРЧЕСТВО КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

- Иногда ребята тако-ое выдают! - восхищается Ольга Александровна своими питомцами, и ее лицо озаряется блеском больших черных глаз. - Они ведь пока не осознают своих способностей. Им хочется творить и только.

Действительно, фантазия из детей ключом бьет. Рисуют, лепят, шьют кукол, делают декорации и... ловят каждое слово наставницы. С Ольгой Александровной всегда интересно.

А приходят к ней в класс мальчишки и девчонки тихими и слегка растерянными. Для них все ново и каждый день приносит открытия. В это время педагог отмечает про себя совсем другое: дети плохо чувствуют цвет, так зрительные каналы забиты компьютером уже в раннем возрасте. Поэтому не могут воспринимать красок мира во всей полноте. Но самым трудным в работе с воспитанниками Ольга Плотникова называет стереотипы, идущие от родителей. Поэтому общение со взрослыми не всегда бывает легким. А уж дети...

- Они мне такого перца задают иногда! - улыбаясь, говорит она.

Ольга Александровна рассказала историю, как билась с одной из воспитанниц, со вступлением: "Плакали обе!" Девчушка, маленькая, тихая и послушная, выражала готовность выполнить все, что требует педагог. Ольга Александровна подробно объясняла задание, учила правильно держать кисть. "Поняла, Юлечка!" - "Поняла", - тихо отвечала девочка. Когда Плотникова вновь возвращалась к ней, обреченно сидящей за мольбертом, невольно вздыхала. Та по-прежнему рисовала неправильно, а из глаз вот-вот брызнут слезы. У нее не получалось! Ольга Александровна начинала все сначала, снова и снова. "Думала, не выучу ее!" - вспоминает теперь. Через два года у Юли прорезались способности - и работы пошли замечательные, и успешное участие в выставках...

Впрочем, Ольга Плотникова не без оснований считает, что нельзя "выставлять" слишком рано своих учеников. Они должны сначала чему-то научиться, "опериться" творчески перед тем, как показывать работы другим. А уж если Ольга Александровна отбирает творения воспитанников для разных экспозиций, то они всегда заметны, особенно в областном художественном музее на выставках детского творчества. И с чувством выполненного долга поздравляет ребят с наградами.

- Вы помните Илью Костромина? Он завоевал Гран-при на международном конкурсе модельеров, - радостно делится новостью Ольга Александровна.

Сегодня Илья Костромин - известный московский художник-модельер, лауреат самых престижных творческих конкурсов. Но в памяти педагога они остаются прежними мальчишками и девчонками. Годы, проведенные под "крылом" Ольги Александровны в ДХШ, не проходили бесследно для юных североморцев. Занятия изобразительным искусством так или иначе влияли на выбор будущей профессии.

Саша Сологуб стал архитектором в Петербурге, Анжела Анисимова - архитектором-педагогом, преподает в Великом Новгороде, Аня Харламова учиться в пединституте имени Герцена, будет преподавать ИЗО. Лада Егоркина, Юля Ивченко, Лена Ругаль, Вероника Горпенюк возвратились в родную "художку" педагогами.

О каждом из питомцев Ольга Александровна рассказывает обстоятельно, с любовью и даже воодушевлением. Потому что в каждого вложено много души и таланта. В прошлом году Ольга Плотникова награждена знаком "За достижения в культуре". Главные ее достижения - дети:

- Они, как бутоны цветов, которые вот-вот раскроются, - в устах педагога даже затертый поэтический образ прозвучал без выспренности. Ее дети, как правило, раскрываются ярко и смело.

ОТКРОЙ ДВЕРЬ В СКАЗКУ

"Без кукол скучно!" - сказала себе Плотникова много лет назад. Куклы "прижились" в ДХШ еще до нее. А когда прошел выпускной вечер без яркого кукольного представления, Ольга Александровна призадумалась. Выставки - довольно редкое событие в жизни школы, а ребятам нужны настоящие праздники, чтобы "заиграло" воображение.

Возможно, творческий дух Плотниковой требовал выхода. Вероятно, пробудились к детям новые духовные силы. Но так или иначе, кукольный театр стал для нее отдушиной.

Первые куклы были перчаточными, с головами из папье-маше, позже стали шить тряпичные. Плотникова предоставила ребятам полную творческую свободу. Они начали собирать бутафорию, еще с большим азартом принялись шить кукол. Когда спрашивали совета педагога, та отвечала: "Делайте то, что вам нравится!" В итоге могла лицезреть великолепных сказочных персонажей, так сказать, в материальном воплощении. Мало этого, неожиданно открыла, что куклы нередко напоминают своих авторов, что тоже творчески оправдано.

Сказка - самое захватывающее приключение. Но какую из них перенести на сцену? Помог случай. Как-то на прилавке Ольга Александровна увидела книгу английского автора К. Льюиса "Лев, колдунья и платяной шкаф", перелистала и... увлеклась.

Сценарий писался необычно. Она зачитывала своим воспитанникам очередной отрывок из произведения, они тут же его проигрывали с куклами. Если действие "шло" хорошо, Ольга Александровна дописывала новый фрагмент сценария. Это история о том, как маленькой девочке достаточно было открыть дверцу шкафа, чтобы шагнуть в сказочный мир.

Спектакль показали гостям из Норвегии. Невозмутимые сначала скандинавы превратились в самых азартных зрителей.

Еще одна постановка по сказке П. Гелико "Томасина". В ней есть кошка Томасина с темно-зеленым пушистым мехом, голубой Лисенок благородных кровей...

- Сказка в общем-то грустная. В сценарии я исключила самые драматические эпизоды, чтобы она стала повеселее, - рассказала Плотникова. - Но с каким энтузиазмом дети играли, как горько плакали над погибшей кошечкой! Для них куклы становились живыми.

Несколько неожиданной была для горожан постановка воспитанников и педагогов ДХШ на библейские сюжеты к Рождеству Христову. Представление шло в воскресной школе при храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Звучала духовная музыка. Батюшка и умиленные прихожане одобрили старания детей. А отец Георгий посоветовал Ольге Александровне поставить русскую народную сказку. У ребят появился Петрушка... Плотникова не забывает напоминать своим питомцам:

- Если вы будете небрежно относиться к куклам, хуже того, бросать их лицом вниз, они обидятся и играть не будут. - Дети относятся к ее замечаниям со всей серьезностью.

Магия кукол огромна. Дети знают, что в сказке возможны любые чудеса. А Ольга Александровна не может замыкаться в сугубо преподавательских рамках, бывает в Петербурге у известных мастеров кукольного театра, чтобы почерпнуть что-то новое. Она не позволяет себе не развиваться. Она сохранила свежесть души и способность к обновлению.

Ольге Плотниковой, педагогу высшей категории, веришь, когда она говорит:

- Нужно учиться у молодежи, только у молодежи! Теперь я учусь у Лады Егоркиной, моей ученицы...

Виктория НЕКРАСОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.05.2005

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,723875,569280,000773,2707
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня