15.04.2006 / Культура

БУДУЩЕЕ НА КОНЧИКЕ КИСТИ

- В Мурманском союзе художников есть старшее поколение и есть молодая поросль, - говорит Ольга Евтюкова, директор областного художественного музея, - а вот среднего поколения почти нет.

Между тем самый плодотворный возраст - это 30-40 лет, когда автор уже сформировался, полон сил, способен бороться за свое мнение. Среднее поколение обычно определяет будущее художественного сообщества. Этого-то "ударного звена" в нашем союзе и нет. Выходит, что завтрашний день изобразительного искусства на Мурмане предстоит определить совсем юным - тем, кому сейчас едва за 20. Кто они? Чем дышат? Поводом к разговору об этом с искусствоведами Ольгой Евтюковой и Светланой Водопьяновой (заведующей научно-экспозиционным отделом музея) стала молодежная выставка "Точка росы", которая будет работать в музее до конца месяца.

- Большинство авторов здесь - студенты и выпускники педагогического университета и гуманитарного института, - рассказывает Водопьянова. - Анастасия Береза, Елена Разумова, Михаил Глотов... Для них возможность вынести работы на зрительский суд не только хороший опыт, но и плюс в глазах преподавателей.

Кстати, в Союзе художников нет пресловутого среднего звена потому, что долгие годы в регионе попросту не было системы фундаментального художественного образования. Поэтому многие талантливые ребята так и остались на самодеятельном уровне. С открытием в МГПУ отделения изобразительного искусства - на профессиональном жаргоне "худграфа" - ситуация начала меняться. Появились новые авторы. Хотя и тут не все просто:

- В пединституте готовят учителей рисования, а не чистых художников. Поэтому и упор там делается на общепедагогические дисциплины, а не на специальные предметы: рисунок, живопись, - сетует Светлана Водопьянова.

- Да, я не могу сказать, что у наших молодых крепкая школа, - подтверждает Ольга Евтюкова. - Но многое зависит от самого человека. Можно и в Академии художеств плохо учиться. А можно, будучи самоучкой, не растратить талант и, работая над собой, добиться успехов. Ты все решаешь сам. И, если художник всерьез работает, он, конечно, не ограничивается молодежными показами, "Точкой росы". Настя Береза - тому пример. В ее запасе и групповые, и региональные выставки.

График Анастасия Береза, дочь архитектора и художницы, унаследовала талант родителей. В прошлом месяце выпускницу МГПУ приняли в Союз. В апрельской экспозиции можно увидеть ее композицию "Окна": вечерний город, желтый свет чужих окон, одиночество...

- Все же лет десять назад претенденты на членство в Союзе работали активнее нынешних, - убеждена Евтюкова. - Николай Завертайло и Никита Духно постоянно участвовали в зональных выставках, делали большие "персоналки". Сейчас так активен только Максим Драницын, выпускник орловского училища. Действительно, год назад принятый в союз живописец работает интенсивнее многих коллег. Зимой прошла его очередная персональная выставка, и вот на "Точке росы" - вновь незнакомые холсты.

Драницыну, в отличие от многих, удается активно продавать работы, у него есть своя аудитория. Это большая удача для молодого автора, ведь не секрет, что найти покупателя художнику бывает нелегко.

"Точка росы" это не только выставка, но и конкурс, на котором жюри отмечает лучших. Но уровень работ Максима оказался настолько высоким, что ему сразу присудили Гран-при, не став рассматривать в рамках номинаций.

А диплом 2-й степени в номинации "Живопись" получил североморец Михаил Глотов, признанный на прошлой выставке лучшим дебютантом. Михаил - студент МГПУ, в прошлом - ученик художника Анатолия Сергиенко, который много лет руководит народной студией. Студийцы впервые показались на "Точке росы", для них это серьезный экзамен.

Меня удивило почти полное отсутствие в экспозиции прикладного искусства. Казалось бы, вот где молодые авторы найдут простор для эксперимента, разнообразие техник. Но, кроме полюбившихся зрителю работ актера театра КСФ Алексея Макарова - его связанных из ярких лоскутов необычных костюмов, отметить практически нечего. Алеша - не профессиональный автор, по образованию - филолог. Но в его руках ремесло становится искусством.

К сожалению, смелого эксперимента на "Точке росы" немного. В основном авторы двигаются в традиционном русле. С другой стороны, это правильно: вначале овладей техникой, потом ищи "новые формы"!

Многие участники выставки преподают в художественных школах, как Мария Смирнова из Мончегорска, отмеченная в номинации "Пейзаж".

- Для преподавателей "художек" участие в "Точке росы" очень важно, - считает Евтюкова. - На "взрослые" экспозиции они проходят далеко не всегда, а показываться нужно обязательно.

"Показываться" особенно важно для молодых, чтобы не опустить планку, научиться слышать критику. Но и критиковать, грамотно судить об искусстве надо учиться. Поэтому музей решил возродить традицию обсуждения выставок и привлечь к этому начинающих искусствоведов. Они непременно войдут в жюри следующей "Точки росы", через два года. Кстати, выставка набирает вес: она приобрела статус международной, с удовольствием присылают работы коллеги из Северо-Западного региона. Уже сделаны заявки на следующий, пятый показ. И профессионалы все серьезнее присматриваются к молодой смене. Чем удивят коллег? За какие темы возьмутся? Здесь все важно, ведь будущее - на самом кончике кисти этих ребят.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.04.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,310174,858478,929472,4589
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня