29.04.2006 / Культура

"РАДОСТЬ", СТАВШАЯ СУДЬБОЙ

Когда любимый мурманчанами танцевальный ансамбль "Радость" давал концерт в "Русском доме" - центре русской культуры в Сербии, зал непрерывно скандировал: "Ру-си-я!". Такой горячий прием устроили северянам на фестивале "Радость Европы". Ларисе Феоктистовой, художественному руководителю ансамбля, эта поездка запомнилась больше всего. Притом что "Радость" давно объездила всю Америку и Европу. Но когда заполярный коллектив принимают так, как в Сербии, чувствуешь: ты не подвел свое отечество, твоя работа нужна.

- Мне очень нравился танец, - рассказывает Феоктистова, - но я быстро поняла: моя судьба - не танцевать, а учить. На последнем курсе педагоги уже посылали ко мне младших студентов консультироваться.

Она рано выбрала свой путь и не ошиблась. Танцует с детского сада, а первые номера поставила еще ребенком: после смерти матери попала в интернат, где сама организовала танцевальный ансамбль. С придуманными ею номерами коллектив даже ездил на гастроли в ульяновскую филармонию. После Куйбышевского культпросветучилища выпускницу звали в знаменитый ансамбль песни и пляски Черноморского флота. Но от севастопольских красот Лариса отказалась не раздумывая: муж увез ее в Мурманск. "Так я и стала северянкой", - улыбается она. Теперь без Мурманска Феоктистова себя не мыслит:

- Лето мы проводим на Украине. И вроде все хорошо, красота... Но я бы там долго не продержалась! Не оставляет мысль: "Скорей бы август. Скорей бы в Мурманск! На работу!"

Вообще-то поначалу Мурманск встретил ее не очень ласково. Работы не было, и единственное место нашлось в учреждении, организующем досуг глухих. Но общение с ними оказалось очень интересным опытом:

- У этих людей уникальное чувство ритма. Они не слышат музыку, а чувствуют. С этим коллективом я поставила свой первый "взрослый" номер, "Северный танец", мы ездили на гастроли в Петербург и Вологду.

Не устраивало Ларису Федоровну только одно: по составу группа была полностью взрослой. А ее всегда тянуло к детям. И предложение создать детский ансамбль в ДК железнодорожников ее обрадовало. Так родилась будущая "Радость". У коллектива не было названия, пригодного для репетиций помещения, костюмов. Но было желание совместного творчества и профессионального успеха.

- Нам не хватало общения в классе, - вспоминает руководитель своих первых птенцов. - Занятия заканчивались, а я жила тогда рядом с ДК, и все шли ко мне, особенно часто по воскресеньям, сидели часа по три, мечтали о номерах каких-то, придумывали новые программы, соцобязательства.

В 1978 году группа в полном составе перешла вслед за Феоктистовой под крыло ДК моряков. Это время считается официальным годом рождения "Радости", но фактически она на 10 лет старше. Программа была к тому времени так богата, а коллектив настолько спаян, что всего через два года получил звание образцового (а еще через несколько лет и народного). Вскоре "Радость" стала лауреатом премии обкома комсомола.

Дом культуры принадлежал Мурманскому морскому пароходству, и поддержка крупнейшего в городе предприятия чувствовалась. Были и костюмы, и гастроли. Коллектив рос, появилась необходимость пригласить педагогов. Феоктистова удивляется, как справлялась тогда в одиночку. Держать в узде две сотни детей - а именно такова численность ансамбля - не шутка. Сейчас здесь работает целая команда: хореографы Светлана Талызина, Любовь Пьянова, Наталья Русакова - она из первых танцоров "Радости", еще репетиторы, аккомпаниаторы. И Евгений Кораблев - балетмейстер, солист ансамбля песни и пляски Северного флота, наставник старшей группы и просто папа "Радости": это он привез Ларису Федоровну в Заполярье.

Коллеги единодушны - их объединяет энергия любимого "командира":

- Лариса Федоровна по характеру человек беспокойный, на месте ей не сидится, - смеется Любовь Пьянова. - Вот и нам не дает успокаиваться, все время зажигает нас.

- Ну как без работы-то! - Феоктистова разводит руками. - А я и не хочу успокаиваться: умрем - успокоимся.

С маленькими учениками ей работать по-настоящему интересно:

- С детьми сам все время растешь и всегда чувствуешь себя молодым.

Светлана Талызина, занимаясь с теми, кто делает самые первые шаги, давно заметила: постоянная работа над собой, живое общение с музыкой, сам танец постепенно преображают каждого ребенка:

- Мамы стараются нарядить ребенка поярче, прическу сделать повычурнее. Вот приходит он такой и считает, что за эту "красоту" его и должны хвалить. А здесь начинают оценивать то, что он лично может сделать, без всякой мишуры, без нарядов. Замах, подскок... Чтобы заработать похвалу, приходится каждый раз стараться. Здесь хвалят за упорство, за трудолюбие. Так и дети взрослеют, и родители начинают видеть их по-иному.

Дети в ансамбле все время вместе, они - одна команда, одна семья. Поленишься, недоработаешь - подведешь всех. Даже самые младшие это чувствуют. Евгения Кораблева в первый год работы подкупил случай на концерте. Малыш в матросской форме горько плакал за кулисами перед самым номером.

- Что случилось?

- Ремень не застегивается! Я всех подведу!

В тот момент стало ясно: этот коллектив состоялся, теперь ему никакие бури не страшны.

Раньше воспитанников крепко сплачивали гастроли. Старшие ребята в поездках присматривали за младшими, несли за них ответственность. Теперь все усложнилось: коллектив вывезти на гастроли целиком просто невозможно, ведь едут ребята за свой счет. Вот и получается, что список участников, а значит, и гастрольную программу худрук составляет, исходя из возможностей родительских кошельков.

Тем не менее "Радость" преодолевает трудности и выезжает по нескольку раз в год. И неизменно срывает аплодисменты.

- В 1996 году как победителей всероссийского конкурса нас отправили в США, - вспоминает Феоктистова. - Публика, посетившая первый концерт, выяснила наш маршрут и ездила по всему штату вслед за ансамблем. Их поразило разнообразие репертуара, нетипичное для самодеятельности. Ведь у нас есть и эстрада, и классика, и танцы народов мира.

Богатство репертуара поразило в свое время и народного артиста СССР балетмейстера Игоря Шаповалова. Он воскликнул: "Да вы на этой программе можете лет десять жить, вам ничего делать не надо!" И правда, в запасе ансамбля более 100 номеров и даже балеты - "Кем быть?", "Чиполлино", "Снежная королева". Им рукоплескали Махмуд Эсамбаев и Ольга Лепешинская. А какие номера считает лучшими сам худрук?

- Да много их - задумывается Лариса Федоровна. - "Матаня", "Гаучо", "Цыганская сюита"... Это наш золотой фонд. Хотя я как зритель о номерах судить не могу. Всегда на концертах сижу с блокнотом - записываю огрехи: "Здесь не то, здесь переделать!" Выступлениям редко радуюсь.

- Мы другому радуемся, - объясняет Кораблев, - мы радуемся отдаче, работе. Вот был номер "Ветры войны" про Афган. Выступали перед ветеранами. И солист настолько вошел в образ, так прочувствовал тему, что, отработав, разрыдался за кулисами. Вот это ценно.

Но все же в коллективе чаще смеются, чем плачут. У него ведь и название-то какое! Радостное. Радовались, когда Сережа Заречный, казавшийся самым ленивым существом на свете, в институте культуры стал работать над собой буквально на износ, так что Мирра Кольцова, худрук знаменитой "Березки", взяла его к себе. Сейчас он уже заслуженный артист России. Радовались успехам Юлии Зюзиной, теперь выпускницы консерватории, профессионального режиссера балета. Радовались, когда Максим Мальцев, 8 лет не танцевавший, откликнулся на просьбу о помощи и вместе с "Радостью" представил мурманскую делегацию на десятилетии Дня России. Тогда по Красной площади прошли танцевальные пары из каждого региона.

- Он встал к станку после восьмилетнего отсутствия - и мне показалось, будто он и не выходил из класса! - поражается Феоктистова.

Добьются ли нынешние воспитанники таких успехов, неизвестно. Ведь в Мурманске, да и по телевидению, нечасто увидишь классическую хореографию, а балет не так популярен, как раньше. Педагоги сетуют: все больше малышей уверены, что хореографический коллектив сродни группам, работающим с эстрадными певцами. Озабоченные будущим, родители увозят ребят в иногородние вузы, рвутся в столицу. Так пропадают хорошие танцовщики.

Поводы для беспокойства есть. Но Феоктистова не позволяет коллегам унывать:

- Евгений Александрович! Сколько у нас новых номеров на концерте будет?

- Три-четыре, думаю.

- Вот так-то. Мы на месте не стоим. К тому же впереди новые поездки. 8 мая в Москве танцуем в концертном зале им. Чайковского, а 26-го - по приглашению фонда Спивакова выступаем в администрации Президента. Так что впереди - новые открытия!

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.04.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня