06.05.2006 / Культура

КАК РАСКРАСИТЬ ДОЖДЬ

- Меня всему научил Штернберг. Никто не работал с детьми так, как он, - вспоминает Ольга Комкова своего первого театрального педагога. Владимир Штернберг долгое время руководил ТЮЗом в ДК им. Кирова, занимался со студентами пединститута, готовил ребят к поступлению в театральные училища. Его воспитанники - это и актеры облдрамы, и киноартисты, и педагоги.

- Когда он стал готовить меня к поступлению, коллеги отговаривали: не порть, мол, ты девчонке жизнь - талант-то у нее есть, а фактура - никакая.

"Никакая фактура" - это небольшой рост и мальчишеская внешность. С такими данными берут только в ТЮЗы - детей играть - и в кукольные театры. Комкова выбрала куклы. Говорит, поступить в училище ее заставило упрямство:

- Была твердая уверенность, что, если я не попаду в театр, жизнь просто не состоится!

Разочарование, вопреки предупреждениям старших, Ольгу миновало. Хотя сцена баловала ее недолго. После училища - всего несколько лет в Мурманском театре кукол.

- Гастроли тогда были не то, что нынче: по месяцу, по два. Муж тоже актер. Оба в разъездах. А тут родился первый ребенок. Надо было кому-то бросать театр. Бросила я. И не жалею.

Говоря, что не жалеет о сцене, Ольга Аркадьевна не кривит душой. Судьба ждала ее в школе. Но и с театром расставаться не пришлось. Ее драматической студии (сначала в Доме пионеров, затем - в гимназии № 1) уже 20 лет. Это единственный школьный коллектив в области, имеющий звание образцового. Да и сама Ольга Комкова буквально на прошлой неделе узнала, что теперь она - заслуженный учитель России. Так что признание пришло. Но оно - не главное.

- Я на спектаклях часто думаю: как жаль, что не всем удается испытать это чувство полета, парения, которое знакомо каждому ребенку на сцене. Они же не ходят, а летают, я физически это ощущаю! Тот, кто это пережил, никогда не забудет. Для этого и нужен школьный театр. Всему остальному научат в театральном вузе.

Но учеников, которые заговаривают о театральной карьере, Комкова долго разубеждает. Считает, что профессионально состояться в театре трудно. А если не нашел себя - назад дороги уже нет. К тому же взрослый театр - трудная жизнь.

- Профессиональная труппа - это всегда закулисье, жестокость и "подставы". Чтобы там выжить, нужна "сволочинка" в характере. С детьми все иначе. Здесь нет борьбы за роль, здесь не завидуют чужому успеху. И задача режиссера - не делать себе имя на одном-двух одаренных ребятах, а достать зерно таланта из каждого.

Работа начинается со второго класса. Первые два года на сцену - ни-ни! Только игры.

- Некоторые, когда приходят, даже улыбаться не умеют. Снять зажим, растормошить - на это и уходят занятия. Принципы работы? Не врать! Никогда не врать детям. Этому меня Штернберг научил. Все должно быть по-настоящему. Тогда и они на сцене врать не станут. Второй принцип - предельно отдавать себя. Нельзя вести репетицию, "сидя на стуле".

Репетиции и учебные занятия - по сценречи, сцендвижению, пластике - только полдела. Комкова убеждена, что школьная студия - это психологический фактор. Он позволяет снять стресс, вытащить наружу скрытые переживания, раскрепоститься.

- Школьный театр, в отличие от студий при домах творчества, хорош тем, что дети постоянно на виду. Со 2-го по 11-й класс они растут на твоих глазах. Забегают на переменах, приходят после уроков поговорить о том, что не обсудишь с папой-мамой или учителем. Делятся печалями. Я даже не знаю, как это назвать театром. Это семья. Иной раз даже педагоги приходят жаловаться на шалости не родителям, а мне. Этим можно гордиться.

Среди выпускников есть и актеры-профессионалы. Несмотря на все предупреждения учителя, ребята поступают в театральные вузы. Наверное, пример ее счастливой судьбы - не лучшая иллюстрация к рассказам о театральных мытарствах. Снежина Карпова работает в Петербурге, в музыкальном театре "Зазеркалье", учится в аспирантуре Академии театрального искусства. Таня Смирнова стала актрисой Мурманского театра кукол. Пара ребят ушла в кино. Все выпускники перезваниваются, переписываются. Наверное, если людей связывают театр и детство, то это навсегда.

Но дружба дружбой, а работа работой. Комкова считает себя требовательным режиссером:

- Театр - это игра. Но лениться в нем нельзя. Взялся за дело - трудись! Повторы, повторы. Репетиции - изо дня в день. Постепенно дети и сами входят во вкус такой работы. Приходит чувство ответственности. У нас как-то на премьеру "Синей птицы" героиня сбежала с операционного стола. Но это крайность, конечно. Просто ребята понимают: если зритель пришел в зал, ты должен выйти на сцену. Так воспитываются не только ученики, но и родители.

Но из-под палки работать нельзя. Ничего не выйдет:

- Главное - не превратиться в труппу Карабаса-Барабаса! - смеется Ольга Аркадьевна. - Нужно сохранить дух дружбы и творчества. Тогда и придет успех.

Ее коллектив к успехам привык. Он лауреат многих фестивалей, конкурсов. Раз в два года обязательно выезжают на гастроли. Сейчас вот собираются в Германию, в Бонн. Туда студию пригласили после победы во всероссийском конкурсе немецкоязычных театров. Первая гимназия - языковая, поэтому периодически Комкова ставит спектакли на немецком, английском, французском. В Бонн повезут самостоятельно написанную ребятами пьесу про скучный ненастный день, который игра и творчество способны сделать ярким.

Наверное, пьеса родилась не случайно: ведь ребята из гимназического театра и впрямь знают, как раскрасить дождь. Секрет прост: сцена, творчество, дружба.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.05.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,310174,858478,929472,4589
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня