13.05.2006 / Культура

БЕЗГОЛОСОЕ ЗАПОЛЯРЬЕ

Печально, но должен признать, что молодой поэзии в Мурманске нет. Отдельные авторы есть, а вот некоего пространства, ряда литераторов, которых можно было бы отнести к поколению двадцатилетних, в нашем крае не существует. Если вспомнить 90-е, то можно говорить о мощной поэтической "волне", основу которой составили несколько известных ныне литераторов: Александр Рыжов, Дмитрий Ермолаев, Василий Рябков, Елена Рыхлова, Александр Абрамов, Кира Велигина и другие. Называю лишь основных, всего-то нас было больше - можно вести речь о нескольких десятках талантливых авторов, выпустивших в те годы свои дебютные книги.

Сейчас ситуация принципиально иная: пишущую молодежь - ту, что способна выйти на высоту отдельного сборника стихов, можно перечесть на пальцах одной руки. Это показал и семинар молодых литераторов края, организованный в конце минувшего года СП России и областным управлением по делам молодежи. Такое совещание не проводили пять лет, когда-то их устраивали регулярно - каждые два года. Восстанавливать утраченное всегда сложно. Участников было немного. Часть из них - авторы известные, публиковавшиеся - скажем, Петр Свиридов, недавний студент Литинститута, лауреат премии Баева и Подстаницкого. Но были и открытия. К примеру, Екатерина Гладышевская.

Ее стихи интересны: неожиданны, своеобычны. Лирический герой Гладышевской удивляет подчеркнуто ироничным, с улыбкой, отношением к жизни. Вообще, при несомненной внешней привлекательности лучших ее вещей очевидно, что поэзия для нее пока лишь игра - с читателем, с самим собой, с жизнью. Что будет дальше, сказать трудно, но, как мне видится, у автора есть все, чтобы стать поэтом.

Сейчас готовится к печати рукопись первой книги Екатерины. Она назвала сборник "Другое лицо" и предполагает представить его на конкурс уже упомянутой областной литературной премии, предназначенной специально для молодых писателей.

А вот у Петра Свиридова взаимоотношения со словом гораздо более определенные и ответственные. Свиридов, как мне представляется, самый талантливый мурманский поэт поколения двадцатилетних. Его стихи исполнены внутреннего непокоя и житейской неустроенности. Мир, о котором он рассказывает нам в своих стихах, мир не побед и фанфар, но - утрат и горечи. Его лирический герой переживает происходящее вокруг обостренно и зло. Вот каким видит он город, в котором живет:

Ветром истрёпаны листья деревьев,

Изнемогает и бьется в падучей,

Молнией на половинки расколот,

Прячет лицо в озверевшие тучи

Мой перепуганный город.

Это, видимо, отличительная черта всего поколения, вступившего в литературу во второй половине 90-х: достаточно вспомнить беспощадный и безжалостный к маленькому человеку Мурманск Максима Салтыкова или лирику совсем уж молодого Михаила Генералова, в которой конфликт с действительностью звучит едва ли не в каждом стихотворении.

Давнюю книгу Салтыкова "Ветер безвременья" вспоминаю с неизменными восторгом и тоской. С восторгом - потому, что стихи хорошие, с тоской - потому, что тогда рукопись никому не известного, начинающего автора можно было издать без особых проблем и затрат. Ныне издавать молодых стало, похоже, делом неподъемным. Конечно, ежели средства есть, то - без вопросов - что угодно выпустить можно - на мелованной бумаге и в переплете с золотым тиснением. Но откуда, скажите, у двадцатилетних на это деньги? Вот и нет собственных книг - ни у Свиридова, ни у Генералова. И тот, и другой, к слову, лауреаты премии имени Баева и Подстаницкого. Когда-то положение об этой премии предусматривало издание персональных сборников победителей. Так в при поддержке областного комитета по делам молодежи были выпущены книги Галины Сиротинской "Перед иконой Богородицы" - в 1999-м, и Елены Рыхловой "Родился сын, Савелий!" - в 2000. С тех пор - ничего. Два года назад Мурманскому отделению Союза российских писателей удалось выпустить несколько изданий молодых авторов, но исключительно за свой счет.

Если же говорить о тех, кто старше, кому за тридцать, то и здесь ситуация непростая. Многие перестали писать вообще. Часть - пробует себя в других жанрах. Как, скажем, Александр Рыжов, обратившийся к фэнтези, или Василий Рябков, ставший автором текстов первого мурманского мюзикла "Сестра Линда". Есть, впрочем, и те, кто по-прежнему верны поэзии. Таков, к примеру, Александр Абрамов, по-прежнему пишущий стихи, но их не публикующий.

Убежден, его нужно печатать, и не только в газетах. Можно сделать хороший, крепкий поэтический сборник. Но кто возьмется за его производство... Современной России, в том числе и сегодняшнему Кольскому Северу, поэты не нужны.

Между тем в маленькой Финляндии ежегодно выходит в свет 450 первых книг молодых писателей - и за счет государства, и за счет крупных издательств. Там считают, что необходимо помочь талантливому соотечественнику, который - кто знает? - когда-нибудь прославит родную страну, родной край.

Почему у нас, в России, литературный потенциал которой несопоставим с финским, все иначе? И изменится ли ситуация когда-нибудь?..

Дмитрий КОРЖОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.05.2006

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня