13.01.2007 / Культура

Бог хранит детей и клоунов

Он тихий и добрый... Совсем не строгий. Вовсе не грозный: даже нимб у него не сверкающий и лучистый, а будто игрушечный - сделанный из проволоки. И вместо сияющих риз - рубище. Он сидит на суровом морском берегу и синими-синими глазами глядит вдаль. Он - Бог.

С детства знакомые черты да пронзительная грусть ясного взгляда. Вячеслав Тихонов в этой роли таков, что язык не повернется сказать об актере «играет» - он не играет Бога, он его воплощает. Эти сцены открывают и завершают новый фильм Эльдара Рязанова «Андерсен: жизнь без любви». И режиссерский выбор - обрамить историю сказочника Андерсена простыми эпизодами, где так мало слов и действия и так много безупречного таланта русского актера, лично для меня определил многое. Какой бы спорной ни казалась последняя кинолента Рязанова, в сущности, она сделана с умом и талантом. С тем талантом, по которому зритель, потчуемый «Старыми клячами» и «Ключом от спальни», успел соскучиться.

Экранизация биографии - популярный жанр, и актеры у Рязанова заняты заметные - Сергей Мигицко (Андерсен), Валерий Гаркалин (Король), Олег Табаков (гимназический учитель, цензор)... Но лента, прошедшая в Мурманске в новогодние каникулы, собрала не так уж много зрителей, я смотрела ее в пустом зале. Впереди - телепремьера на Первом канале. Успевшие познакомиться с постановкой спорят, критикуют за чрезмерный - как-никак три часа - объем, вкусовую и жанровую пестроту и нестройность сюжета, в котором линия жизни датского классика прерывается новеллами по мотивам его сказок. Еще говорят о натяжках: например, фигура датского короля, надевшего на грудь звезду Давида в знак солидарности с гонимыми фашизмом евреями, вызывает немало ироничных улыбок. А натуралистичные картины юности бедного экзальтированного Ганса Христиана кого-то просто оскорбляют. Все это есть. Есть, за что критиковать, и ответить на нападки вроде нечем. Но... Но фильм состоялся.

Возможно, секрет постановки в том, что авторам удалось выдержать верный тон. Да, это голос современного кино. Но его интонации - это интонации андерсеновских сказок. В них, кстати, тоже немало неожиданных сюжетных поворотов - вспомните принца, подавшегося в свинопасы, или короля, не чуравшегося работы привратника! Да и правды жизни там вдоволь - суровый сказочник далеко не все истории наделил «сказочным» концом. Таков и фильм Рязанова.

Вот вполне реалистичные картины - детство и юность мальчишки, наделенного чуткой душой и фантазией в ущерб здравому смыслу и житейской сметке. Он готов лезть в дымоход за хромой вороной - и жесток с матерью и сестрой, рожденной «от прохожего молодца». Он мечтает о славе - и стесняется отца-сапожника. Сочиняет пьесы для игрушечного театра - и не стыдится выдать шекспировский сюжет за свой. Он влюбчив от природы - и застенчив, как девушка. Работяги на ткацкой фабрике вовсе принимают юношу за девицу - насилу тот уносит ноги.

Роль стала испытанием для молодого Станислава Рядинского, сыгравшего юного Ганса Христиана. Начинающий актер успешно справился со сложными психологическими задачами. Он играет и надрыв, и комическое, демонстрируя нешуточный талант. А главное в молодом актере - способность работать, не жалея себя, не боясь быть смешным и непривлекательным. Так же, не жалея себя, играет Оксана Мысина. Мать сказочника в ее исполнении - неуравновешенная, озлобленная нелюбовью - и все же чертовски красивая сумасбродка. Постановщикам удались женские образы: возлюбленная Андерсена Йенни Линд (Евгения Крюкова) и трогательная Гетти - преданный друг писателя (Алена Бабенко).

Художник-постановщик Людмила Кусакова, за плечами которой такие картины, как «Город Зеро», «Покровские ворота», «Обыкновенное чудо», делает кадры киноленты похожими на иллюстрации к томикам чудесных историй -то на гравюры, то на акварели. Превращает фильм в «сплошное Рождество»: чего стоит один дом-корабль, где живет Гетти и где всегда рады Гансу Христиану!

По замыслу Рязанова, Андерсен становится героем собственных сказок. И этот «волшебный» прием вполне оправдан: сказочник сам говорил об автобиографичности своих историй. Яркие, карнавальные вставки - истории о свинопасе или калошах счастья признают удачей даже самые ярые критики фильма.

Немалая продолжительность фильма искупается и оправдывается игровым началом - здесь все подчинено игре. А если в игру верить по-настоящему - она может стать бесконечной. И даже самые пронзительные эпизоды - богадельня, где обитает дед Ганса Христиана, или гибельный побег его матери из лечебницы в конце жизни -даже они - только сцены, разыгранные маленьким мальчиком в домашнем театре. А если из груди актера-куклы брызжет клюквенный сок, значит, так велит сценарий. Надо лишь не терять клоунской веселости, уметь в последний момент рассмеяться сквозь слезы. И тогда добрый Бог с синими глазами совершит чудо - всех спасет и примирит. Вот только верят в него - такого, в рубище, только дети и клоуны.

Режиссер дал фильму подзаголовок «Жизнь без любви». Но кино получилось - про любовь. Про любовь к жизни, к детству, к странному городу Копенгагену. Про непростую душу художника. Про то, что даже если никто не поверит тебе, когда-нибудь старенький человек с проволочным нимбом над головой поцелует тебя в лоб и простит все и навсегда.

Эльдар Рязанов назвал «Андерсена» своим прощанием с кинематографом. Можно сколь угодно критиковать несовершенство этой ленты - наверное, у нее и впрямь найдется немало недостатков. Но одно несомненно: слова этого прощания искренни и честны. А кто услышал их - тот услышал.

Татьяна БРИЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.01.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня