27.02.2007 / Культура

Жар-птица покорилась оркестру

- Есть залы, в которые мне постоянно хочется возвращаться. Это Малый и Большой залы Московской консерватории, несколько площадок Германии. Но знаете, ваш зал тоже может стать одним из моих любимых: здесь удивительно теплая атмосфера,

- говорит пианист Василий Щербаков. Московский композитор, исполнитель и педагог повидал немало сценических площадок, его имя в музыкальном мире знают хорошо. На днях в Мурманской областной филармонии он дал сольный концерт, а также выступил с нашим оркестром.

Его соло в Первом концерте ми-минор для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена открыло вечер. Признаюсь, Шопен - один из моих любимых авторов, и слушаю его я особенно ревниво. Мягкая грусть, пронзительная печаль

- и задорное веселье, когда руки пианиста словно танцуют по клавишам, - таким представил польского композитора мурманским слушателям Щербаков. Чуткие пальцы музыканта создали безусловно точный звуковой образ, в интерпретации, предложенной им, музыка стала похожей на раскрытую книгу - вот сюжетные линии, вот персонажи, вот развитие действия... И следить за этим было интересно, думаю, и профессионалам, и любителям классики.

- Все дело в отличном контакте, который с первой репетиции появился у меня с дирижером и оркестром, - так объясняет успех солист. - Ваш оркестр на многое способен, и мастерство Терье Бойе Хансена способствует его развитию. Хансен отличный дирижер, к тому же он создает очень комфортную рабочую атмосферу, при которой все получается.

Взаимопонимание солиста и дирижера предельно важно потому, что, по мнению Щербакова, музыка - это сплошная импровизация. А она возможна только когда оркестр и солист - одно целое:

- Выходя на сцену, ты всякий раз должен как бы создавать произведение заново. Каждый концерт должен быть импровизацией. Импровизацией солиста, поддержанной оркестром. В музыке Шопена, которую мы исполнили, это особенно заметно. Поэтому она такая живая, наполненная воздухом.

По признанию Василия Щербакова, в каждом новом зале он играет этот шопеновский концерт по-иному. Мурманчане услышали его полным нежности, силы и грации.

Ну а второе отделение концерта готовило новый сюрприз. Впервые наш оркестр исполнил сюиту из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Это одно из сложнейших произведений симфонического репертуара, для его исполнения были приглашены музыканты из разных городов, и оркестр достиг численности в пятьдесят человек.

«Жар-птица» родилась в 1910 году и предназначалась для знаменитых Русских сезонов Сергея Дягилева. Первыми танцевали в этом балете Нижинский и Карсавина. Тогда и взошла в Европе звезда Стравинского. Сюита из балета не раз перерабатывалась композитором, наш оркестр исполнил ее в редакции 1919 года. Для музыкантов она стала серьезным экзаменом. Им пришлось коснуться сложной, изысканной музыки эпохи модерна - времени усложненных и вычурных форм, полубезумного гения Стравинского, наполнившего сюиту волшебством и мистикой... Здесь и пляски Кащеева царства - сродни пляскам смерти, и страх гибели, и нежные переливы - сверкающие перья Жар-птицы. Слушателям рассказали историю вечной борьбы добра и зла, света и тьмы. Борьбы, в которой подчас без волшебства не выстоять.

Говорят, не всякому дастся увидеть Жар-птицыно перо, не каждому дозволено подержать его в руках. Мурманскому оркестру чудо-птица покорилась. И для него это немалая удача.

Татьяна БРИЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.02.2007

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня