26.05.2007 / Культура

На эту старушку прорухе не бывать!

Театр Северного флота отметил юбилей народной артистки России Маргариты Конториной. Праздник прошел замечательно - море цветов, душевные поздравительные речи, троекратное флотское «Ура!» в банкетном зале. И, конечно, аплодисменты, аплодисменты...

Львиная их доля досталась не столько даже самой Конториной, сколько сыгранным ею на сорокалетнем актерском веку персонажам. В своем бенефисном спектакле актриса предстала в образе, на первый взгляд, невзрачной старушонки - бомжихи Памелы Кронки. Главный режиссер театра Юзеф Фекета уважил просьбу примы и поставил «под нее» известную комедию Дж. Патрика «Как бы нам пришить старушку!» («Дорогая Памела»).

Пьеса просто создана для того, чтобы в ней блеснула артистка «бальзаковского возраста». Комизм положений сопряжен в сюжете с тонким психологизмом, хотя интрига внешне проста. И, надо признать, вполне актуальна. В запущенном помещении среди всевозможного хлама коротает свой век престарелая Памела Кронки. Ее единственным другом и собеседником является разве что упитанный Рыжий Кот - любимчик хозяйки. Памела не теряет присутствия духа и, что называется, сердцем открыта большому миру. «Мир» же проникает в ее жилище не самым законным образом. Группа мошенников - нищенски изысканных «парфюмеров», разливающих по дорогим флаконам всякую вонючую дрянь, - скрывается от преследования полиции. Неожиданно подворачивается знакомство с Памелой. Почему бы не воспользоваться случаем и не уговорить доверчивую старушенцию подписать на фирму страховку от несчастного случая? Куш немалый! Старушку без зазрения совести можно под любым благовидным предлогом «пришить»: возьми да и обвались стена как раз на Рождество, выскочи из-за угла автомобиль...

Памела с радостью принимает условия игры своих новоявленных благодетелей-компаньонов. Но у нее самой, похоже, совсем другие цели и планы! Какие? Ради этого и стоит смотреть спектакль.

Народная артистка России Маргарита Конторина не устает удивлять поклонников способностью к перевоплощению. Что ни роль - иная внешность, интонации, мимика, жесты. Вот и в Памеле артистку узнаешь не сразу. Что-то неуловимое изменилось в чертах лица, как-то по-особому выдаются вперед зубы, прищуриваются глаза, лохматится

белокурый парик - и перед нами даже не старушка - сущая бельчиха. Эдакий привыкший к своей норке зверек, чья меховая шубка давно уже прихвачена молью жизни. И везде-то у нее баночки-скляночки, пакетики, мешочки... Но не верь глазам своим! Если на банке написано «Соль», значит, искать в ней надо непременно сахар. Не Памела - сплошной иллюзион! Как с такой справишься? Как на тот свет ненароком спровадишь?

Вот и мучаются, воплощая собственную идею, «порядочные люди» - мошенники - красавчик Брэд Винер (арт. А. Макаров), впечатлительная авантюристка Глория Гулок (арт. О. Анпилова), предприимчивый неудачник Сол Бозо (арт. Н. Новодворский). Они-то думали, дело яйца выеденного не стоит, а пришлось попотеть.

Постановщик спектакля народный артист России Юзеф Фекета в очередной раз продемонстрировал умение по-комедийному остро закрутить интригу. Он максимально использует творческую индивидуальность каждого исполнителя. Во всяком случае, во внешнем рисунке роли. Николай Новодворский (Сол Бозо) полуголым бесом крутится по убежищу Памелы - лишь бы укрыться от преследования хмурого полицейского Джо Янки (арт. О. Куртанидзе). Жулик всучил его супруге премиленькие «французские духи» с запахом... постесняемся сказать чего! Сол - Новодворский изворотлив, жаден и падок на дармовщинку. Артист не жалеет сил на то, чтобы рассмешить публику. К сожалению, в меньшей степени ему удается оборотная сторона роли. «Предводитель банды» на поверку оказывается одиноким человеком, не на шутку проникшимся «джентльменской» симпатией к Памеле. Ему становится жаль хозяйку. Человеческое чувство берет верх над коммерческим расчетом. Сыграть такое преображение непросто, в отдельных эпизодах (внезапное воскрешение сбитой на перекрестке машиной Памелы) Новодворскому недостает нюансировки образа. Актер явно переигрывает в сценах прозрения и покаяния. В искренность его персонажа веришь с трудом, а в трусоватую истерию - с лихвой.

Герой Алексея Макарова - Брэд Винер - предстает перед публикой подточенным чахоткой мачо. Пылкого и жестокого любовника молодой артист играет размашисто, уверенно, можно сказать, вдохновенно. Он эгоистичен и груб. А вот двойное дно роли опять же сокрыто от публики. Брэд Макаров мало убедителен в том, что и в нем в результате проснулась совесть. Посредница в делах фирмы, длинноногая Глория Гулок в исполнении Ольги Анпиловой, излишне драматична. Она всерьез страдает от почти дочерней привязанности к Памеле. Из всей честной компании Глория, которую Памела упорно называет именем дочери Барбара, пожалуй, одна чувствует трагическую подоплеку внешне комедийного сюжета, но при этом ей не хватает органичности существования на сцене.

Безупречной оказалась только работа заслуженной артистки России Натальи Долгалевой. Можно до колик хохотать над созданным ею эпизодическим образом Докторши. При всей гротесковости рисунка роли актриса умудряется передать все характерные черты замотанных участковой практикой фельдшериц.

Нельзя не увидеть, однако, что ансамбль складывается пока с трудом. На< премьере у спектакля не открылось «второго дыхания»: глубина изображенных характеров исчерпывается уже в первом акте. Второе действие добавляет только коллизии, но, увы, почти не усложняет сюжет в целом.

И тем не менее в постановке Фекеты, на мой взгляд, заложены немалые потенциальные возможности, идущие дальше чисто бенефисного представления. Можно сказать даже, что постановщик близок к новому, оригинальному прочтению «Дорогой Памелы». Дело в том, что театры чаще всего играют почти «рождественскую историю» чудесного преображения жизни. В образе Памелы акцент делается на ее исключительном прекраснодушии. Она якобы не совсем от мира сего. С Богом разговаривает. Людям доверяет. Этим и спасена!

В театре Северного флота проклевывается иной поворот в осмыслении знаменитой комедии. Похоже, что Памела - Конторина заподозрила неладное в самом начале преступной деятельности горе-«парфюмеров». И далее только дивится их непомерной человеческой тупости, черствости сердец и бесконечной тяге к предательству. Она изо дня в день как бы со стороны наблюдает неуклюжее коварство своих благодетелей. И... прощает, прощает... Но когда дело доходит до измены ее лучшего приятеля полицейского Джо Янки (убедительная работа Олега Куртанидзе), старушке становится явно не по себе. И ты, Брут? И ты, Джо, которого я так часто спасала от приступов радикулита, «сдаешь» меня ради ничтожной денежной выгоды?

Конторина - Памела искренне грустит от такого «расклада» собственной участи. Если уж ее смерть так выгодна этим маленьким и глупым людишкам, то почему бы и не умереть по-настоящему? Сцена, когда Памела Кронки принимает горсть снотворного и поджигает свое жилище, уже не смешна - глубоко печальна. «Мне впервые стало страшно в своем доме», - говорит бедная, усталая женщина. И ей веришь. Ей сочувствуешь. Неприятно бок о бок находиться с теми, кто заранее видит твое тело в морге и в мечтах уже всецело распоряжается твоими пожитками.

Пьесу Дж. Патрика можно интерпретировать по-разному. Скорее всего, написана она о том, что же все-таки спасает людей от крайних шагов отчаяния, от губительной пропасти бездуховности... Что помогает нам чувствовать себя людьми, любить друг друга не ради корысти, а по душевному влечению. Ответ-то прост - человечность! Но путь к ней труден. Для этого необходимо сердцем пробудиться к добру...

В театре КСФ полного чуда нравственного преображения с персонажами-«бандитами» не произошло. И не могло произойти. Они все - самые обыкновенные люди. И потому мелки, слабы и позорно суетливы. Всем нам, увы, свойственно ошибаться, заблуждаться, подличать.

Все не обернулось полной трагедией лишь потому, что на стороне Памелы оказалась судьба, счастливое таки стечение трагикомических обстоятельств.

Она чертовски везучая, эта похожая на лесного зверька старушенция - Памела Кронски! И гибель не торопится к ней в гости. Героиня оживает в самых невероятных ситуациях. Так, в пакетике из-под снотворного оказывается лекарство от головной боли. Она спасена! С ней ничего не может случиться! Памела вечна? Пока на ее стороне смекалка и счастливый случай...

Все закончилось хорошо. А значит, надо пить шампанское и хлопать в ладоши.

Новая работа флотчан небезупречна, но скрывает в себе резервы постижения глубин человеческих взаимоотношений. Зрители бесспорно порадуются выразительным декорациям (художник Р. Чебатурина), отменным танцевальным номерам (пластика В. Залялутдинов). Думается, спектаклю, как и его героине, предстоит долгая театральная жизнь. Он еще сумеет найти общий язык со зрителем.

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель.

Опубликовано: Мурманский вестник от 26.05.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня