20.07.2007 / Культура

Мечтает художница... о печке

Чистая вода лучше всего утоляет жажду. Работы художницы-керамиста из Апатитов Инги Груздевой подобны чистой воде - ее искусство не изменяет истокам. Думаете, это тривиально? Эксперты Русского музея так не думают: они захотели приобрести коллекцию Инги для экспонирования.

Случился этот разговор в июне, на выставке, где участвуют лучшие керамисты страны - из Москвы, Петербурга, Красноярска и Прибалтики. Она носит название «Стекло на траве и керамика в пейзаже», устраивает ее Елагиноостровский дворец-музей совместно с комитетом по культуре Санкт-Петербурга и ЦПКиО имени Горького. Как попала туда молодой мастер из Кольского края, где керамикой практически никто и не занимается всерьез?

Случилось все так, как мечтается любому художнику. Инга работала, выставлялась в Мурманске и скандинавских странах, и однажды на мурманской выставке ее работы заметила и оценила преподаватель бывшего Мухинского училища (теперь это академия), заслуженный художник России Татьяна Алексеева. Приехала в Апатиты и специально пришла в местный музей, чтобы расспросить о талантливой керамистке, там-то и встретилась с Ингой. Завертелось все очень быстро, спустя несколько месяцев наша землячка уже везла свои работы в Питер.

Между прочим, название «Стекло на траве...» не иносказательно, а буквально выражает суть выставки - экспонаты размещают на большой поляне перед дворцом: в траве, на ветках деревьев, кто как ухитрится. А Инге пришлось выставить свои работы на незасеянном газоне, благо он там был, незасеянный, а то бы затерялись ее берегиня и рыбки в травке-то. Публики было необыкновенно много, журналистов не меньше, участников около сотни, и все маститые, талантливые и очень талантливые.

- Три дня общения с коллегами, знакомства, научная конференция, где выступали заслуженнейшие искусствоведы страны... Я до сих пор полна впечатлениями, - говорит Инга. - Да ко всему еще - разговор с представителями Русского музея, который настолько застал меня врасплох, что я задумалась было, сколько же попросить за свою коллекцию, и только потом поняла, какая это честь для меня и какой шанс дает мне судьба! Я представляла две коллекции - авторскую (рыбы) и в традиционном русле - вот берегиня, олень, уточки. Мне сказали, что им нравятся обе и они готовы взять все.

Берегиня, олень, уточки - это все древние языческие символы материнства, богатства и удачи, воспитательства. «Образы древние, воплощение мое», - говорит Инга. А рыбы - уже свое, авторское - глазурь и обвар. Глазурь - это более поздний способ украшения глиняных изделий, а обваром «расписывали» посуду еще в древности, окуная после обжига кувшины и плошки, например, в кипящую крупу. Впрочем, рыбы - тоже древний христианский символ. Интуитивно Инга все же и здесь осталась верна традиции. Именно поэтому она теперь старается забыть все, что видела на выставке на Елагином острове. Чтобы не потерять себя.

А еще старается придумать, как приобрести печь для обжига. Если бы те, кто подходил к ней с выгодными предложениями о сотрудничестве, знали, каких ухищрений стоит Инге «подсунуть» куда-нибудь свои работы для обжига, они бы не поняли, как ухитрилась вообще что-то создать. В Апатитах хорошая печь для обжига есть только в Институте химии и технологии редких металлов Кольского научного центра. Туда, как раньше говорили, по великому блату, она изредка отдает на обжиг свои работы. «Поэтому возможности экспериментировать у меня нет, глазурь наношу чисто интуитивно - как получится, потому что переделать возможности не будет», - рассказывает художница.

Представлю наконец свою героиню как положено. Инга Груздева - до недавнего прошлого педагог, а теперь еще и руководитель клуба «Ковчег» при городском молодежном социальном центре. Она ведет студию керамики, занимаясь с детьми и подростками, с детьми-инвалидами из реабилитационного центра, со студентами, которые с начала этого года сами попросились в «Ковчег», чтобы научиться азам декоративно-прикладного искусства. Также Инга учится на художественно-графическом отделении Мурманского педагогического университета. Искусству же керамики училась в свое время в Норвегии, в мастерской знаменитой художницы Марит Ландсенд в Тромсе.

...Итак, снится ей даже не Русский музей, а профессиональная печь для обжига. Стоит такая, в общем-то, смешные деньги - около 150 тысяч рублей. Печка небольшая, потому что большую поставить негде: «Ковчег» находится на пятом этаже старого здания с изношенными сетями, трухлявыми стенами и крышей. Однако на то он и ковчег, чтобы сохранить самое ценное - творческий дух и силу.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.07.2007

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня